г. Томск |
Дело N 07АП-2716/08 |
07 июля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2008 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фроловой Н. Н.
судей: Кудряшевой Е.В., Усенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кудряшевой Е.В.,
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: Анисимов В.Н., паспорт, протокол N 2 от 24.06.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 20.03.2008 года по делу N А45-1499/2008-46-17 (в редакции определения от 25.03.2008 года) (судья Чернова О.В.)
по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска
к обществу с ограниченной ответственностью "Рулетка плюс"
о ликвидации
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Рулетка плюс" (далее - ООО "Рулетка плюс") в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование своих доводов истец ссылается на нарушение ООО "Рулетка плюс" требований части 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.03.2008 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о ликвидации ООО "Рулетка плюс".
В обоснование жалобы ответчик указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права. В частности, указывает, что налоговым органом проверка осуществлена правомерно, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 540, Письмом Федеральной налоговой службы России от 24.09.2007 г. N ШТ-14-06/360дсп@. В силу п. 11 ст. 7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации", налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и в арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
ООО "Рулетка плюс" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене не подлежит.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии с частями 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.
Выслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 20.03.2008 года, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Рулетка плюс" осуществляет деятельность по организации и содержанию игорных заведений, согласно лицензии N 004235 от 09.03.2004 г.
На основании распоряжения заместителя начальника ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска от 07.11.2007 г. была назначена проверка игорных заведений, принадлежащих организатору азартных игр ООО "Рулетка плюс", расположенных по следующим адресам: ул. Объединения, 80 и ул. Дуси Ковальчук, 179/2.
В ходе проверки установлены нарушения частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2006 N 244-ФЗ, которые выразились в следующем: площадь помещения, используемая для проведения азартных игр, менее размера, установленного законодательством; количество игровых автоматов не соответствует требованиям закона; стоимость чистых активов организатора азартных игр должна быть не менее 600 миллионов рублей, а фактически составляет 10 000 рублей. По окончании проверки был составлен сводный акт N 13-10/18713 от 05.12.2007 г. и вынесено предписание о немедленном прекращении деятельности игорных заведений.
На основании распоряжений N 0002 от 07.12.2007 г. и N 0003 от 20.12.2007 г. сотрудниками налогового органа была проведена внеплановая проверка игорных заведений, принадлежащих ООО "Рулетка плюс" по адресам: ул. Объединения, 80 и ул. Дуси Ковальчук, 179/2, в ходе проверки которой установлено, что предписание Обществом не исполнялось.
Истец обратился в суд с иском о ликвидации Общества в порядке ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003г. N N14-П принудительная ликвидация юридического лица в ее правовом смысле является высшей санкцией, которая может быть применены к юридическому лицу, по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными как гражданским, так и административным и налоговым законодательством.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан доказать факт осуществления ответчиком деятельности, так и факт наличия грубых нарушений закона и вину ответчика, с учетом того, что неоднократные нарушения закона в своей совокупности должны быть настолько существенными, что решение о ликвидации является единственно необходимым для защиты прав и законных интересов третьих лиц. Таких доказательств истцом суду не представлено.
При этом, при проведении контроля за деятельностью организатора азартных игр налоговый орган превысил свои полномочия, так как в период проведения проверки в 2007 году у него отсутствовали полномочия на осуществление контроля за деятельностью организаторов азартных игр в форме проведения налоговой проверки.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Часть 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти в пределах, их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 793 предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.12.2007 г. N 10840), которая вступила в законную силу с 10.02.2008 г.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2007 г. N 116 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе" Положение дополнено пунктом 5.1.9 "соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, на основании указанных выше актов у налогового органа появились полномочия на проведение проверки соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям только в 2008 году, а в Инструкции был прописан порядок осуществления проверок при назначении, проведении проверки и оформлении ее результатов.
Из материалов дела усматривается, что проверка в отношении ООО "Рулетка плюс" проводилась в 2007 году в отсутствие полномочий у налогового органа на проведение такой проверки.
Довод ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска о том, что у налогового органа появились полномочия на проведение контрольных мероприятий, касающихся организаторов азартных игр на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 540, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку является необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 540 утверждены правила представления организаторами азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Указанными Правилами установлен состав и порядок предоставления сведений организаторами азартных игр, которые представляются в налоговый орган на бумажном и магнитном носителях в виде отчета по установленной форме. Положения о проведении налогового контроля с выходом на место осуществления деятельности организатором азартных игр в данном документе отсутствуют.
Также, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 29.06.2007г. N 18-0-09/0191@ "По вопросу применения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ" осуществление Федеральной налоговой службой и ее территориальными налоговыми органами мероприятий по проверке технического состояния игрового оборудования и контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона невозможно до принятия проекта приказа "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям".
Как отмечалось выше, указанная Инструкция была утверждена приказом Минфина Российской Федерации только 08.11.2008 г. N 100н и вступила в силу с 10.02.2008 г.
Приложенные к отзыву на апелляционную жалобу документы в соответствии с частью 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанцией не принимаются во внимание.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования налогового органа не имеется.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьей 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.03.2008 года по делу N А45-1499/2008-46-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Фролова Н. Н. |
Судьи |
Кудряшева Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1499/2008
Истец: Инспекция ФНС РФ по Калининскому району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "Рулетка плюс"
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2716/08