г. Чита |
04АП-3142/2008 |
"21" октября 2008 г. |
Дело N А78-2399/2008 С1-1/113 |
Резолютивная часть объявлена 14.10.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2008г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: О.А, Куклина, С.И. Юдина, при ведении протокола секретарем А.Н. Зенчиком, при участии: Доготарь Е.А. - представителя ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" по доверенности N 25-04/ДВ-1330 от 15.09.2008 г., Новиковой Т.В. - представителя ОАО "Российские железные дороги" по доверенности N ню-514 от 21.07.2008 г., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" на решение Арбитражного суда Читинской области от 25.08.2008 г. по делу N А78-2399/2008 С1-1/113, по иску ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 6 096 руб. 60 коп. (судья Стремецкая Т.Ф.)
ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании неустойки за просрочку доставки груза в сумме 6 069 руб. 60 коп.
Решением от 25.08.2008 г. в удовлетворении исковых требований ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" отказано в полном объеме.
ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" не согласившись с решением Арбитражного суда Читинской области от 25.08.2008 г., обратилось с апелляционной жалобой, в которой сослалось на то, что путем принятия груза к перевозке ответчик согласовал все условия договора и принял на себя обязательства. Кроме того перевозчик признал, что по его вине произошла просрочка доставки груза на одни сутки, о чем имеется акт N 34, в связи с чем, пени в сумме 6 096 руб. 60 коп. подлежат взысканию с ответчика.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" в судебном заседании дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу, указала, что суд первой инстанции обоснованно отказал истцу во взыскании пени, поскольку просрочка доставки груза отсутствовала, груз был доставлен в течение шести суток, что предусмотрено Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с заключенным с между сторонами договором перевозки грузов, 31.12.2007 г. со станции Тимлюй Восточно-Сибирской железной дороги в адрес ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое общество" отправлен груз в вагонах N N 59361337, 58973694, 58983206, 58973066, 58973421.
Расстояние между станцией Тимлюй и конечным пунктом доставки груза - станцией Краснокаменск составляет 1 180 километров.
Как указано в железнодорожной накладной N ЭК 629669 срок доставки груза истекает 05 января 2008 года.
На станцию конечного назначения Краснокаменск вагоны прибыли 06.01.2008 г., о чем имеется отметка в железнодорожной накладной N ЭК 629669.
Истец, полагая, что перевозчиком нарушен срок доставки груза на одни сутки, исчислил неустойку в сумме 6 069 руб. 60 коп.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ, принятого Федеральным законом N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. (далее - Устав), перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Судом первой инстанции верно определен предмет доказывания по настоящему делу: факт приема перевозчиком груза к отправке, факт просрочки отправки и отсутствие вины перевозчика.
Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 г. N 27 утверждены Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила).
Согласно пункту 2.1 Правил, норма суточного пробега по данной доставке груза составляет 310 километров. Причем, руководствуясь пунктом 5 Правил сроки доставки грузов, исходя из норм суточного пробега, увеличивается на двое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза.
Срок доставки груза истца исчислен в соответствии с Правилами и составляет шесть суток, в том числе четверо суток - исходя из норм суточного пробега (1180 км. : 310 км.) и двое суток - по операциям, связанным с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1. Правил).
Оформляя дорожную ведомость N ЭК629669, перевозчик указал дату погрузки - 30.12.2007 г. и дату доставки - 05.01.2008 г. Фактически груз принят к перевозке 31.01.2008 г. и доставлен на конечную станцию Краснокаменск 06.01.2008 г., о чем имеются отметки в железнодорожной накладной N ЭК-629669. Предварительный расчет срока следования груза, рассчитанный в дорожной ведомости, и фактический срок доставки груза указанный в железнодорожной накладной, не противоречит требованиям, установленными Правилами и не превышает шести суток.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что требование ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" о взыскании неустойки за просрочку доставки груза на одни сутки не может быть удовлетворено.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на согласование иного срока доставки груза в соответствии со статьей 33 Устава, судом апелляционной инстанции отклоняется. Согласно пункта 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, перевозчик и грузоотправители действительно могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены Правилами, сроки доставки грузов, но при условии отметки об этом в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя". В железнодорожной накладной N ЭК-629669 отметка об иных сроках доставки грузов отсутствует, в связи с чем, сроки доставки груза следует исчислять по общим правилам.
Довод истца о нарушении времени следования груза с промежуточной станции Чита-1 до конечной станции Краснокаменск также безоснователен, поскольку при расчете следует учитывать расстояние между пунктом первоначальной отправки и пунктом конечной доставки груза, расчет времени следования с учетом промежуточных станций действующими Правилами не предусмотрен.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на акт общей формы N 34, где ответчиком признан факт просрочки доставки груза, что, по мнению истца, является безусловным основанием для начисления неустойки, также отклоняется судом апелляционной инстанции. Наличие акта общей формы N 34 не исключает возможности ошибочного исчисления сроков ответчиком и проверки этого срока на соответствие Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Читинской области от 25.08.2008 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, Арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области 25 августа 2008 г. по делу N А78-2399/2008 С1-1/113 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.В. Стасюк |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2399/08
Истец: ОАО "ППГХО"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3142/08