г. Владимир |
|
31 июля 2009 г. |
Дело N А39-540/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2009
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском Муниципальном районе Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.05.2009 по делу N А39-540/2009, принятое судьей Ивченковой С.А., по заявлению открытого акционерного общества "Лисма" об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Мордовия возвратить открытому акционерному обществу "Лисма" излишне взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Мордовия.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Лисма" (далее по тексту - ОАО "Лисма", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее по тексту - Инспекция) возвратить открытому акционерному обществу "Лисма" излишне взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Суд первой инстанции решением от 28.05.2009 удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском Муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту - Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, при принятии решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Учреждение считает, что основанием для возврата страховых взносов является наличие их переплаты. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в данном случае такие основания отсутствуют, поскольку ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 339 947 рублей у Общества в рассматриваемый период отсутствовала, в связи с чем страховые взносы и соответствующие пени в указанной сумме взысканы с налогоплательщика необоснованно и являются излишне взысканными. По мнению Учреждения, положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим между Обществом, негосударственным учреждением здравоохранения санаторием "Лисма-Сивинь" и судебным приставом-исполнителем, применению не подлежит.
Заявитель также полагает, что в случае установления неправомерности действий судебного пристава-исполнителя, возмещение вреда должно производиться за счет казны Российской Федерации.
В судебное заседание представителя заявителя не явился.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Мордовия, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, явку своих представителей в судебное заседание также не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Пролетарскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Осиповой В.Н. на основании исполнительного листа N 008871 от 11.08.2004, выданного Арбитражным судом Республики Мордовия, возбуждено исполнительное производство N 1881-1/04 о взыскании с негосударственного учреждения здравоохранения санаторий "Лисма-Сивинь" (далее по тексту - Санаторий) недоимки по страховым взносам в размере 405 205 руб., о чем вынесено постановление (т. 2 л.д. 47).
29.11.2004 Учреждение письмом N 1419 уведомило Отдел судебных приставов по Краснослободскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о том, что с учетом частичной уплаты задолженность санатория перед Пенсионным фондом составляет 365 205 руб.
Отдел судебных приставов по Краснослободскому району сообщил Отделу судебных приставов по Пролетарскому району г.Саранска о том, что задолженность по исполнительному листу N 008871 от 11.08.2004 составляет 339 947 руб.
Установив в ходе исполнительного производства факт отсутствия денежных средств на расчетных счетах Санатория, на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации отделом судебных приставов по Пролетарскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее - Отдел) Общество привлечено к субсидиарной ответственности по указанным обязательствам Санатория.
Указанная задолженность была перечислена 21.02.2006 и 06.03.2006 с депозитного счета Отдела судебных приставов по Пролетарскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в Управление Федерального казначейства РФ по Республике Мордовия по платежным поручениям от 21.02.2009 N 459, от 06.03.2006 N 638, 639, 640, 641, что подтверждается данными платежными документами, а также выписками от 21.02.2006, от 07.03.2006 из корреспондентского (лицевого) счета Отдела судебных приставов по Пролетарскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия и выписками из книги учета средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов службы судебных приставов на указанные даты.
Не согласившись с указанными действиями, Общество обратилось Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об обязании налогового органа возвратить Обществу излишне взысканные страховые взносы.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, спорные денежные средства в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2004 по делу N А39-2283/2004 подлежат взысканию с Санатория.
Согласно разделу 1 Устава Санатория, зарегистрированного администрацией Краснослободского района Республики Мордовия постановлением от 12.09.2001 N 242, указанное юридическое лицо учреждено Обществом на основании решения Совета директоров общества от 25.05.2001 N7/2001. Пунктом 1.5. раздела 1 Устава установлена субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам Санатория.
Отделом, в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении Санатория, на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, задолженность по уплате страховых взносов взыскана с Общества.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент списания спорных сумм) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.
В силу части 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Субсидиарная ответственность по данному виду обязательств не предусмотрена ни налоговым законодательством, ни законодательством, регулирующим отношения по обязательному пенсионному страхованию.
С учетом изложенного, вывод Арбитражного суда Республики Мордовия о неправомерном привлечении Общества к субсидиарной ответственности по обязательствам Санатория в части уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование сделан с учетом обстоятельств дела и основан на правильном применении норм материального права.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у Общества в рассматриваемый период отсутствовала, в связи с чем страховые взносы и соответствующие пени в указанной сумме взысканы с него необоснованно и являются излишне взысканными.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона "Об обязательном пенсионном страховании" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании приложения N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне взысканных страховых взносов и пени возложена законодателем на налоговые органы.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статей 79 Кодекса в редакции, действовавшей на момент списания спорных сумм, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, для возврата налогоплательщику излишне взысканной налоговым органом суммы налога необходимо одновременное наличие двух условий (фактов): излишнего взыскания суммы налога и отсутствия недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитавшиеся тому же бюджету (внебюджетному фонду) в размере, превышающем сумму излишне взысканного налога.
Материалами дела не подтверждается наличие у Общества недоимки, служащей основанием для отказа налогоплательщику в возврате излишне взысканной суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о наличии у Общества права на возврат излишне взысканных страховых взносов.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.05.2009 по делу N А39-540/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском Муниципальном районе Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-540/2009
Заявитель: ОАО "Лисма"
Ответчик: МИФНС N1 ро Республике Мордовия
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебный приставов по Республике Мордовия, МИФНС N7 по Республике Мордовия, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе , ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15076/09
05.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15076/09
21.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А39-540/2009
31.07.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2972/09