Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 10 августа 2009 г. N 04АП-2998/08
г. Чита |
Дело N А19-5328/08 |
"10" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Кальмеера" на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2009 г., принятое по делу N А19-5328/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Кальмеера" к Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений, Администрации Иркутской области о признании решений незаконными (суд первой инстанции О.В.Ушакова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица:
от Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений: не явился, извещен;
от Администрации Иркутской области: не явился, извещен;
установил:
По делу N А19-5328/08 ООО "Торговый Дом Кальмеера" заявлены требования о признании недействительным решения Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений Иркутской области по отказу в выборе земельного участка и размещении объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г.Иркутск ул.5-ой Армии, и обязании устранить допущенные нарушения по заявлению N 83 от 26.03.2008г. По делу N А19-5328/08-14 заявлением от 18.06.2008г. заявитель уточнил требования и просит суд признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.2008г. N 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 26.03.08 г. N 83 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск ул.5- ой Армии, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещении объекта по указанному адресу. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
По делу N А19-5329/08-14 ООО "Торговый Дом Кальмеера" заявлены требования о признании недействительным решения Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений Иркутской области по отказу в выборе земельного участка и размещении объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г.Иркутск ул.5-ой Армии, и обязании устранить допущенные нарушения по заявлению N 149 от 21.03.2008г. По делу N А19-5329/08-14 заявлением от 18.06.2008г. заявитель уточнил требования и просит суд признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.08 г. N 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 21.03.2008г. N 149 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск ул.5 - ой Армии, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещении объекта по указанному адресу. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
По делу N А19-5330/08-14 ООО "Торговый Дом Кальмеера" заявлены требования о признании недействительным решения Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений Иркутской области по отказу в выборе земельного участка и размещении объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г.Иркутск, ул.Тимирязева, и обязании устранить допущенные нарушения по заявлению N 71 от 11.02.2008г. По делу N А19-5330/08-14 заявлением от 18.06.2008г. заявитель уточнил требования и просит суд признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.2008г. N 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 11.02.2008г. N 71 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул.Тимирязева, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещении объекта по указанному адресу. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
По делу N А19-5331/08-14 заявлены требования о признании недействительным решения Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений Иркутской области по отказу в выборе земельного участка и размещении объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г.Иркутск ул.Маршала Конева, и обязании устранить допущенные нарушения по заявлению N 88 от 26.03.2008г. По делу N А19-5331/08-14 заявлением от 18.06.08 г. заявитель уточнил требования и просит суд признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.2008г. N 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 26.03.08 г. N 88 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск ул.Маршала Конева, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещении объекта по указанному адресу. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
По делу N А19-5332/08-14 заявлены требования о признании недействительным решения Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений Иркутской области по отказу в выборе земельного участка и размещении объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г.Иркутск пер.Гершевича, и обязании устранить допущенные нарушения по заявлению N 79 от 26.03.2008г. По делу N А19-5332/08-14 заявлением от 18.06.2008г. заявитель уточнил требования и просит суд признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.2008г. N 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 26.03.2008г. N 79 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск пер.Гершевича, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещении объекта по указанному адресу. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Все вышеуказанные судебные акты были обжалованы в суд кассационной инстанции. Постановлениями суда кассационной инстанции от 13.01.2009г. указанные решения судов первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции были отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя указанные судебные акты, суд кассационной инстанции в постановлениях от 13.01.2009г. указал, что суду первой инстанции следует иметь в виду, что даже при точном соблюдении порядка имеющиеся препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка не могут быть устранены в силу закона, тем самым положение, к которому стремится заявитель, достигнуто не будет. Кроме этого, суд кассационной инстанции указал, что следует изучить вопрос о возможности применения норм Положения о предоставлении земельных участков в связи с принятием новых нормативно-правовых актов, устанавливающих иные положения, чем действовали ранее, а также, что следует разрешить вопрос отн6осительно заявленных обществом требований к администрации Иркутской области.
10 марта 2009 г. определением Арбитражного суда Иркутской области объединены дела N А19-5328/08-48-14, N А19-5329/08-48-14, N А19-5330/08-48-14, N А19-5331/08-48-14, N А19-5332/08-48-14 в одно производство для совместного рассмотрения, присвоен номер N А19-5328/08-48-14. (т.11 л.д.34-35)
При новом рассмотрении дела в Арбитражном суде Иркутской области ООО "Торговый дом Кальмеера" уточнило заявленные требования и просит:
1. признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.08 N 23-3398/1и, в части отказа по заявлениям:
- N 83 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-й Армии,
- N 149 от 21.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-й Армии,
- N 71 от 11.02.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Тимирязева,
- N 88 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Маршала Конева,
- N 79 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, пер. Гершевича, не соответствующим ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, п. 10, ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 г. N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области";
- обязать Агентство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, рассмотрев заявление в соответствии со ст.ст. 30,31 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 г. N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", п. 33, 34, 35 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительств", утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области от 29 декабря 2006 г. N 263-ПА;
2. признать незаконным бездействие администрации Иркутской области по заявлениям:
- N 83 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-й Армии,
- N 149 от 21.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-й Армии,
- N 71 от 11.02.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Тимирязева,
- N 88 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Маршала Конева,
- N 79 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, пер. Гершевича, выразившееся в ненаправлении обращений о выборе земельного участка, непринятии решения о предварительном согласовании мест размещения объектов или об отказе, ненаправлении указанного решения заявителю, не соответствующим ст.ст. 30,31 Земельного кодекса РФ, п. 10, ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 г. N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", п. 33, 34, 35 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительств", утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области от 29 декабря 2006 г. N 263-ПА;
- обязать Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения заявителя, в соответствии со ст.ст. 30,31 Земельного кодекса РФ, п. 10, ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 г. N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", п. 33, 34, 35 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительств", утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области от 29 декабря 2006 г. N 263-ПА, принять соответствующее решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе, принятое решение направить заявителю.
Решением от 28 мая 2009 г. Арбитражный суд Иркутской области в удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Кальмеера" отказал. В обоснование суд указал, что с учетом обстоятельств, указанных кассационной инстанцией в постановлениях от 13.01.2009г., о невозможности устранения в силу закона имеющихся препятствий для предоставления испрашиваемых земельных участков, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Кальмеера" (далее - общество) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества. Считает, что оспариваемые нормативные акты в их взаимной связи и с учетом соотношения данных нормативных актов по юридической силе свидетельствует о том, что Агентство не наделено правом принятия решений с содержанием, подобным указанному в письме от 11.04.2008г., - об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. По не разграниченным землям можно сделать выводы: только в форме областного закона устанавливается возможность распоряжения такими земельными участками исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Агентство вправе принимать решения подобного содержания, указанного в письме от 11.04.2008 г. только в случае, если об этом будет указано в областном законе, чего в настоящий момент нет. В нормативном акте (в том числе Постановлении Губернатора N 362 - ПА от 20.08.08 г. "О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области" и Положении об Агентстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным администрацией Иркутской области от 31 декабря 2007 г. N312-ПА), имеющим меньшую юридическую силу по отношению к областному закону, не может содержаться положение о том, что Агентство вправе распоряжаться не разграниченными землями.
Правительством Иркутской области был направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что Правительство Иркутской области не имело возможности принято положительное решение в отношении заявлений общества.
Представитель Заявителя по делу - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 17.07.2009г.
Представитель заинтересованного лица Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 13.07.2009г. и от 14.07.2009г.
Представитель заинтересованного лица в лице Администрации Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 13.07.2009г
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 27.11.2001г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 13.03.2008г. (т.1 л.д.11), свидетельством о внесении записей в ЕГРЮЛ серия 38 N 001602906 (т.1, л.д.16).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество подало заявления, с приложением планов-схем испрашиваемых земельных участков, в Агентство имущественных отношений Иркутской области:
- N 83 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-й Армии (т.1 л.д.10);
- N 149 от 21.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-й Армии (т.3 л.д.8);
- N 71 от 11.02.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Тимирязева (т.5 л.д.8);
- N 88 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Маршала Конева (т.7 л.д.10);
- N 79 от 26.03.08 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, пер. Гершевича (т.9 л.д.8).
Агентство имущественных отношений Иркутской области в письме N 23-3398/1и от 11.04.08г. сообщило заявителю, что земельный участок:
- по ул.5-ой Армии (по заявлению N 83 от 26.03.08) попадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и является придомовой территорией жилого 5-ти этажного дома (т.1 л.д.8-9);
- по ул. 5-ой Армии (по заявлению N 149 от 21.03.08) попадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и границу зоны размещения объектов городского транспорта (т.3 л.д.6).
- по ул. Тимирязева (по заявлению N 71 от 11.02.08) попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами (т.5 л.д.6).
- по адресу г.Иркутск ул.Маршала Конева (по заявлению N 88 от 26.03.08) подпадает в зону занятую городскими лесами (т.7 л.д.8).
- по адресу г.Иркутск пер.Гершевича (по заявлению N 79 от 26.03.08) подпадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами, кроме того, данная территория примыкает к памятникам архитектуры (т.9 л.д.6).
Как следует из материалов дела, данное письмо основывалось на информации, полученной от комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска (т.1, л.д.63-64).
Посчитав, что данное письмо является отказом в принятии решений о предварительном согласовании места размещения объектов, ссылаясь на отсутствие у Агентства полномочий по принятию решений об отказе в размещении объекта, на незаконное бездействие администрации Иркутской области по заявлениям общества о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов недвижимости на территории г.Иркутска, а также считая нарушенными в связи с этим свои права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий, бездействий органов власти незаконными требуется наличие двух условий: они должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, а также они должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти два условия должны быть в совокупности, наличие одного условия при отсутствии другого не ведет к признанию действий, бездействий, решений незаконными.
Общество в своих заявлениях указывает, что были нарушены его права в сфере предпринимательской деятельности, а именно право на приобретение в собственность или аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или в муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, а именно: письма Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска от 01.07.2008г. N 945-70-4634/8 (т.7 л.д.82), от 01.07.2008г. N 945-70-4633/8 (т.7, л.д.100-102), от 22.12.2008г. N 945-70-8503/8 (т.11 л.д.27), от 01.12.2008г. N 945-70-8026/8 (т.11, л.д.28), от 01.12.2008г. N 945-70-8010/8 (т.11, л.д.29), от 01.12.2008г. N 945-70-8009/8 (т.11, л.д.30), ответ Правительства Иркутской области от 10.12.2008г. N 02-13-381/8 (11 л.д.26), от 25.03.2009г. N 02-13-320/9 (т.11, л.д.48) письмо Агентства имущественных отношений Иркутской области от 25.12.2008г. N 23-5357/1и (т.11 л.д.27), испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены не только обществу, но и другим лицам, в силу того, что для этого имеются непреодолимые препятствия, указанные в оспариваемом ответе. Доводов о том, что испрашиваемые земельные участки могут быть предоставлены обществу, обществом ни в заявлениях, ни в апелляционной жалобе не приводится. В апелляционной жалобе общество ссылается только на нарушение процедуры принятия решения.
Следовательно, ответом от 11.04.2008г. N 23-3398/1и прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности не нарушено. В связи с этим в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении агентством имущественных отношений Иркутской области и Правительством Иркутской области требований нормативно-правовых актов повторяют доводы, изложенные в заявлениях, с которыми общество обратилось в суд. Судом первой инстанции, с учетом рекомендаций суда кассационной инстанции, данные доводы изучены и им дана надлежащая правовая оценка.
Так суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 Земельного кодека Российской Федерации).
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Законом Иркутской области "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям администрации Иркутской области (пункт 10 статьи 4 данного Закона).
Постановлением губернатора Иркутской области от 20.08.2007 N 362-п "О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)" утверждена временная структура исполнительных органов государственной власти Иркутской области, согласно которой Агентство имущественных отношений входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области и не является администрацией Иркутской области.
Согласно Положению об Агентстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением администрации Иркутской области от 31.12.2007 N 312-па, Агентство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 названного Положения одной из задач Агентства является управление и распоряжение землями и земельными участками.
В силу подпункта 24 пункта 7 Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области Агентство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет все необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, а также земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством.
Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности Агентства является распоряжение и управление земельными участками.
Закон Иркутской области "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" и Положение о предоставлении земельных участков приняты до введения в действие постановления губернатора Иркутской области от 20.08.2007 N 362-п и Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области и регламентируют соответствующие вопросы без учета изменений в структуре органов исполнительной власти субъекта и определения компетенции Агентства.
В силу пункта 34 Положения о предоставлении земельных участков администрация Иркутской области в течение трех дней с момента получения заявления о выборе земельного участка направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе и приложенные к нему документы в орган местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск", который в течение 30 дней с момента получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка.
Суд первой инстанции, и это соответствует и материалам дела, установил, что Агентством во исполнение пункта 34 Положения о предоставлении земельных участков было направлено в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск обращение об обеспечении выбора испрашиваемых обществом земельных участков с приложением всех необходимых документов (исх. N 23-4166/1и от 18.06.08) по результатам рассмотрения данного обращения Комитет по градостроительной политики и администрации г. Иркутска письмами от 01.07.08 N 945-70-4633/8 (т. 1 л.д. 63; т.3 л.д. 57; т. 5 л.д. 58; т. 9 л.д. 44) и N 945-70-4634/8 (т. 7 л.д. 82) сообщил, что предоставление земельных участков не представляется возможным по указанным в ответе мотивам.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, так как норма права исполняется соответствующим субъектом. Если соответствующего субъекта больше не существует, то исполнение нормы невозможно. Изменение в структуре органов власти Иркутской области привело к тому, что норма права, на которую ссылается общество, исполнена быть не могла в виду отсутствия того субъекта, которому она была адресована в соответствии с его местом в системе органов власти и его полномочиями. Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений процедуры принятия решения об отказе в выборе земельных участков.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда отсутствует мотивировочная часть в отношении требований к Правительству Иркутской области, судом отклоняется в связи с тем, что суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий Агентства имущественных отношений Иркутской области, следовательно, Правительством Иркутской области бездействия не совершались.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2009 г. по делу N А19-5328/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Кальмеера" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.Н.Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5328/08
Заявитель: ООО "Торговый Дом Кальмеера"
Ответчик: Правительство Иркутской области, Администрация Иркутской области, Агентство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2998/08