г. Чита |
Дело N А58-3178/08-0329 |
"30" октября 2008 г.
04АП-2934/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2008 года по делу N А58-3178/08-0329 по заявлению Открытого акционерного общества "Жилищное хозяйство" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене Постановления N 364 от 19.05.2008 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Эверстова Р. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
Открытое акционерное общество "Жилищное хозяйство" (далее ОАО "Жилищное хозяйство") обратилось в суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене Постановления N 346 от 19.05.2008 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 30 июля 2008 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда об отсутствии в действиях ОАО "Жилищное хозяйство" состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Роспотребнадзор обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Роспотребнадзором в ходе проведенной 25.04.2008 г. проверки по жалобе жильцов дома N 55/2 по ул. Геологов в г. Нерюнгри установлено нарушение ОАО "Жилищное хозяйство" требований п.2.2.1 СанПиН 4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
На основании материалов проверки должностным лицом Роспотребнадзора в отношении ОАО "Жилищное хозяйство" был составлен Протокол об административном правонарушении N 81-ОКГ/0308-08 от 05.05.2008 г. о совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении, главным государственным санитарным врачом по Нерюнгринскому району, принято Постановление N 346 от 19.05.2008 г. о привлечении ОАО "Жилищное хозяйство" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ и наложения штрафа в сумме 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.1, ст. 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, уведомлением о составлении протокола от 30 апреля 2008 г. (т. 1 л.д. 8) руководитель ОАО "Жилищное хозяйство" Борисенко О. В. была извещена о том, что составление протокола состоятся 5 мая 2005 г. в 16 часов по адресу: ул. Сосновая, 5, каб. 12.
Однако, из Протокола об административном правонарушении N 81-ОКГ/0308-08 от 05.05.2008 г. (т. 1 л.д. 10) следует, что протокол был составлен по адресу: г. Нерюнгри, ул. Сосновая, 5, каб. 15 в 09 часов. При этом при составлении протокола от ОАО "Жилищное хозяйство" присутствовала Ильм Т. Л. на основании доверенности от 05.05.2008 г. При этом доверенность, выданная ОАО "Жилищное хозяйство" Ильм Т. Л., не содержит указания на полномочия по её участию от имени общества в Роспотребнадзоре в конкретном административном производстве.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ N 46 от 26.07.2007 г. "суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является".
Поскольку в данном случае ОАО "Жилищное хозяйство" было извещено о составлении протокола 5 мая 2005 г. в 16 часов по адресу: ул. Сосновая, 5, каб. 12, а фактически протокол был составлен 5 мая 2005 г. в 9 часов по адресу: ул. Сосновая, 5, каб. 15 в отсутствии законного представителя ОАО "Жилищное хозяйство", действующего на основании доверенности выданной ему на участие в конкретном административном деле, следовательно, Протокол об административном правонарушении N 81-ОКГ/0308-08 от 05.05.2008 г. был составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного ОАО "Жилищное хозяйство" о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Доказательств того, что заявитель был надлежащим образом извещен о составлении протокола 5 мая 2005 г. в 9 часов по адресу: ул. Сосновая, 5, каб. 15, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Согласно пунктам 3 - 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Фактически протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии лица привлекаемого к ответственности.
В результате, заявитель был лишен прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права - на квалифицированную юридическую защиту.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Роспотребнадзором существенно нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 г N 5960 существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) N 364 от 19.05.2008 г. о привлечении ОАО "Жилищное хозяйство" к административной ответственности является незаконным.
На основании всего вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2008 года по делу N А58-3178/08-0329 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2008 года по делу N А58-3178/08-0329 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3178/08
Истец: ОАО "Жилищное хозяйство"
Ответчик: Управление Ропотребнадзора по РС (Я) в Нерюнгринском районе
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2934/08