Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 19 августа 2008 г. N 04АП-2151/07
г. Чита |
Дело N А19-24824/06-49-8 |
"19" августа 2008 г. |
N 04АП-2151/2007(3) |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 августа 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бурковой О.Н. судей Стасюк Т.В., Григорьевой И.Ю,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бурковой О.Н.
при участии: представитель ФНС России Хадкевич С.Б. по доверенности от 20.02.2008
представители арбитражного управляющего, должника отсутствуют, уведомлены
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ФНС России
на определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года по делу N А19-24824/06-48-8 по делу о несостоятельности ОАО "Осетровский речной порт"
принятого судьей Апанасик С.В.
и установил: Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007г. в отношении Открытого акционерного общества "Осетровский речной порт" введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, исполнение обязанностей внешнего управляющего возложено на Башлыкова С.В.
ФНС России в порядке статьи 100 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в реестр требований кредиторов должника суммы 5 134 880, 09 руб., в том числе 448 627, 12 рублей - проценты за пользование денежными средствами, начисленные в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28.06.1994г. в размере 1/3 действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ; 1 615 057, 89 рублей - пени за невозврат основного долга, начисленные в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса РФ в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ; 3 071 195, 08 рублей - пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленные в соответствии со статьей 291 Бюджетного кодекса РФ в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Расчёт произведён за период с 18.09.2006 года по 29.10.2007 года.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года требования ФНС России удовлетворены частично, признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов в сумме 448 627, 12 рублей - проценты за пользование денежными средствами, начисленные в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28.06.1994г. В остальной части ФНС России отказано во включению требований в реестр требований кредиторов должника.
С вынесенным определением не согласился уполномоченный орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение и принять по делу новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что уполномоченный орган не согласен с вынесенным определением в части отказанных требований. В обоснование доводов по апелляционной жалобе указано, что начисление неустоек (штрафов, пени) на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исчисления которых наступили до введения внешнего управления, прекращаются после введения внешнего управления, заявленные пени начислены до введения внешнего управления и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В суде апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа поддержал доводы по апелляционной жалобе, просит отменить определение в части отказа во включении требований в реестр кредиторов должника.
В письменных отзывах исполняющий обязанности внешнего управляющего и его представитель просят оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Со ссылкой на пункты 1 и 2 статьи 95 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, в течение действия срока моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции. Учитывая, что определение обжалуется только в части отказа во включении требований уполномоченного органа в реестр требований должника, на основании части 5 статьи 268 процессуального кодекса апелляционная инстанция проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Как следует из обжалуемого определения, Арбитражный суд Иркутской области отказал ФНС России во включении требований в сумме 1 615 057, 89 рублей, являющейся пеней за невозврат основного долга, начисленной в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса РФ, и в сумме 3 071 195, 08 рублей, являющейся пеней за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленными в соответствии со статьей 291 Бюджетного кодекса РФ. Указанные суммы санкций начислены за период с 18.09.2006г. по 29.10.2007г.
Отказывая во включении указанных требований в реестр требований должника, суд сослался на мораторий для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает, что они сделаны при неправильном применении норм материального права, выражающихся в неправильном истолковании закона, что в силу пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения определения в обжалуемой части.
Спорная сумма пеней начислена за период с 18.09.2006 года по 29.10.2007 года - дату введения в отношении должника процедуры внешнего управления.
Исходя из положений статьи 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер требований по денежным обязательствам и обязательным платежам определяется на дату введения внешнего управления.
Заявленные ФНС России требования определены на дату введения внешнего управления.
В силу статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. В соответствии с положениями статьи 95 названного закона мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.
Исходя из названных норм, не подлежат начислению неустойки (штраф, пени) в течение срока действия моратория, то есть с 29.10.2007 года.
Законом о банкротстве не запрещено в период внешнего управления включение в реестр требований кредиторов пеней, начисленных до введения моратория.
Уполномоченным органом заявлены требования по взысканию пени, начисленных до введения действия моратория. Пени начислены на сумму денежных обязательств в размере 11 458 374, 10 руб., включенной в реестр требований кредиторов на дату введения наблюдения, что следует из определения Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2007 года.
В связи с изложенным, пени начислены на денежные обязательства, срок исполнения которых наступил до даты введения наблюдения, пени начислены до введения моратория и подлежат включению в реестр требований кредиторов должника с очерёдностью удовлетворения в третью очередь.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года по делу N А 19-24824/06-49-8 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов открытого акционерного общества "Осетровский речной порт" в сумме 5 134 880, 09 руб., в том числе 448 627, 12 руб. - проценты за пользование чужими средствами за период с 18.09.2006 по 29.10.2007 года, начисленными в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28.06.1994 года; 1 615 057, 89 руб. - пени за невозврат основного долга, начисленными за период с 18.09.2006 по 29.10.2007 года в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса РФ; 3 071 195, 08 руб. - пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленными за период с 18.09.2006 года по 29.10.2007 года в соответствии со ст. 291 Бюджетного кодекса РФ".
Председательствующий |
О.Н.Буркова |
Судьи |
Т.В.Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24824/06
Заявитель: Министерство транспорта РФ
Должник: ОАО "Осетровский речной порт"
Кредитор: Филиал "Лена" АКБ "Радиан", АК "АЛРОСА" (ЗАО)
Заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом , ООО Санаторий "Эйсейра", ООО "Финтрейд-траст", ООО "Ленское агентство речных перевозок", ООО "Верхнеленское речное пароходство", ООО "Ангара-2005", ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод", ИП Гусев А.А., Департамент финансов Иркутской области
Иные лица: Федеральное агентство морского и речного транспорта МТ РФ , Управление ФНС России по Иркутской области, ТУ ФАУФИ по Иркутской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области, ПСП по г. Усть-Кут, МИФНС России N 13 по Иркутской обл, ГУ ОПФ РФ по Иркутской области, ГУ Иркутское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ФРС по Иркутской области и УОБАО, НП МСРО АУ "Байкальская Лига", Безвербный Ю А
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2009 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А19-24824/06
24.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2151/07
12.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А19-15906/08
20.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А19-24824/06
17.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2151/07
09.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А19-24824/06
22.06.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2151/07