г. Чита |
|
9 июня 2009 г. |
Дело N А19-1725/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Юдина С.И. и Григорьевой И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шагиновой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года по делу N А19-1725/09 по иску общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "ИРКУТ" к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 42 907,19 руб., третьи лица - администрация г.Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (суд первой инстанции: судья Ибрагимова С.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "ИРКУТ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице Департамента Иркутской области о взыскании расходов на предоставление субсидий отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 42 907,19 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что исполняя требования Закона Иркутской области от 5.05.2003 N 23-ОЗ "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", договора N 114-05 от 19.07.2005 о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ООО "Сетевая компания "ИРКУТ" в 2005 году предоставляло субсидии в натуральной форме населению, проживающему в домах частного жилищного фонда, в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно акту сверки сумм, подлежащих возмещению по состоянию на 28.11.2006, общая сумма не возмещенных за 2005 год расходов составила 42 907,19 руб.
Администрация г.Иркутска исковые требования не признала, указав, что задолженность по возмещению расходов за 2005 год в размере 42 907,19 руб. следует взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области.
Определением суда от 23.03.2009 Департамент финансов Иркутской области заменен на Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года исковые требования удовлетворены. С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу истца взыскано 42 907,19 руб. в возмещение расходов по предоставленным субсидиям.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Пояснил, что денежные средства в размере 72 331 руб., (заложенные в областном бюджете на 2005 год) были перечислены в бюджет муниципального образования г.Иркутск в полном объеме, что подтверждается Приложением N 8 к Закону Иркутской области N 66-ОЗ, в связи с чем, по мнению ответчика, его вина отсутствует.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные коммунальные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Вместе с тем, государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 8.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").
Законом Иркутской области "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 29.12.2004) в спорный период также было предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории области (статья 5).
Судом первой инстанции установлено, что истец, следуя предписанию названных законов, в марте, июне, сентябре и декабре 2005 года уменьшил платежи за тепловую энергию, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение малообеспеченным гражданам, проживающим в Ленинском районе г. Иркутска, в связи с чем, понес расходы, которые не были компенсированы.
Согласно расчету истца всего за период с декабря 2004 по декабрь 2005 года были предоставлены субсидии на сумму 327 605,91 руб., из которых истцу было возмещено Департаментом социальной защиты населения 284 698,72 руб.
Факты оказания услуг и предоставления субсидий подтверждаются: договором N 221-66-25/5 от 5.04.2005 о возмещении расходов от предоставления жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска и ООО "Сетевая компания "ИРКУТ"; платежными поручениями; отчетами о предоставленных населению жилищных компенсациях предприятием, расшифровками к отчетам, реестрами действующих компенсаций для предприятия за март, июнь, сентябрь, декабрь 2005 года; актом сверки сумм, подлежащих возмещению по состоянию на 28.11.2006, подписанным начальником управления здравоохранения и социальной помощи населению.
Размер понесенных расходов судом проверен.
В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области N 23-оз от 5.05.2003, финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством. Согласно статье 21 Закона Иркутской области от 22.12.2004 "Об областном бюджете на 2005 год" из фонда компенсаций на обеспечение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрено предоставление субвенции, в том числе субвенции на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Иркутской области от 5.05.2003 N 23-ОЗ.
Судом первой инстанции установлено, что предусмотренная в 2005 году субвенция в размере 72 331 000 руб. перечислена в полном объеме, из которых денежные средства в размере 12 275 800 руб. поступили на финансирование расходов от представления субсидий за 4 квартал 2004 года. Полученные денежные средства из областного бюджета г.Иркутском были распределены в полном объеме.
Из перечисленных г.Иркутску субсидий в размере 66 767 700 руб. возмещена сумма 60 055 000 руб., то есть в областном бюджете на 2005 год г.Иркутску была предусмотрена недостаточная сумма для реализации субсидий в соответствии с Законом Иркутской области от 5.05.2003 N 23-ОЗ "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 23 от 22.06.2006 (в ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее: в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 1.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Оценив представленные истцом доказательства, и установив факт оказания ООО "Сетевая компания "ИРКУТ" жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение компенсации на такие услуги по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования за счет средств казны Иркутской области.
Ссылка заявителя жалобы о необоснованном взыскании с него государственной пошлины по иску отклоняется ввиду следующего: в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым, в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Пунктом 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении названного положения указанного Кодекса арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к упомянутым в ней органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
Применительно к предмету настоящего спора о возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, Министерство финансов Иркутской области участвует на равных началах с иными участниками правоотношений - гражданами и юридическими лицами (п.1 ст.1, п.1 ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, по настоящему делу Министерство финансов Иркутской области является ответчиком.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года по делу N А19-1725/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1725/09
Истец: ООО "Сетевая компания "ИРКУТ"
Ответчик: Министерство финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство социального развития опеки и попечительства ИО, Администрация г. Иркутска