г. Чита |
Дело N А19-15762/07-11 |
"16" января 2008 г. |
04АП-5123/2007 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 января 2008 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 января 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Лешуковой Т.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кареловой Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский ЛЗК" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2007 года (судья Филатов Д.А.),
по делу N А19-15762/07-11 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский ЛЗК" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.10.2007 г. N 25-07/180,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Суровцева Н.Г. - представитель по доверенности от 11.01.2008г.,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский ЛЗК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлениями об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее - Управление) N 25-07/180 от 09.10.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 13 ноября 2007 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой.
В обосновании жалобы заявитель указал на неправильное применение судом норм материального права, в частности, не была применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, не была дана оценка доводу о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств. Общество считает, что совершенное правонарушение является малозначительным, имеет невысокую степень общественной опасности, правонарушение не повлекло причинение ущерба.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, сняв довод о неправомерном неприменении судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание стороны своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Иркутской таможни проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки выявлено следующее: ООО "Октябрьский ЛЗК" заключило контракт от 15.06.2005 N 63 с фирмой "UBT Co LTD" США на поставку лесопродукции на сумму 160000 долл. США на условиях DAF ст. Локоть. Срок оплаты по контракту 100% - в течение 45 рабочих дней с момента отгрузки партии товара в долларах США на счет продавца. Дата завершения исполнения обязательств по контракту 31.12.2007.
В соответствии с Инструкцией Банка России от 17.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" ООО "Октябрьский ЛЗК" в Чунском отделении N 7730 АК СБ РФ был оформлен ПС N 05060002/1481/0442/1/0, переоформленный в Тайшетском отделении N 2410 на ПС N 06040005/1481/0435/1/0.
В счет исполнения контракта на Нижнеудинском таможенном посту Иркутской таможни проведено таможенное оформление ГТД общей стоимостью 133 102.66 долл. США. Согласно ведомости банковского контроля от иностранного партнера по данному контракту по ПС 05060002/1481/0442/1/0 поступило 28 050,00 долларов США, по ПС 06040005/1481/0435/1/0 -111 000,00 долларов США. Общая сумма поступившей валюты 139 050,00 долларов США.
По ГТД N 10607050/120207/0300509 товар вывезен с территории Российской Федерации 18.02.2007. Согласно справке о подтверждающих документах, сведения об отгрузке товара представлены в банк 10.05.2007.
По ГТД N 10607050/160407/0301527 товар вывезен с территории Российской Федерации 16.04.2007. Согласно справке о подтверждающих документах, сведения об отгрузке товара представлены в банк 10.07.2007.
По ГТД (ППД) N 10607050/230307/0301154 товар вывезен с территории Российской Федерации 23.03.2007. Согласно справке о подтверждающих документах, сведения об отгрузке товара представлены в банк 26.04.2007.
В связи с тем, что справка о подтверждающих документах представлена в банк по истечении 15 дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товара, должностным лицом Иркутской таможни 27.08.2007г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10607000-497/2007.
Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области от 09.10.2007 г. N 25-07/180 общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда в сумме 40 000 рублей за каждое совершенное правонарушение, что составило 120 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленный проверкой факт правонарушения свидетельствует о непринятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований Положения Банка России от 1 июня 2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" и признал правомерным привлечение общества к административной ответственности.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Исходя из пунктов 1.2, 1.3 Инструкции N 117-И от 17.06.2004 резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели (далее - резиденты) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) следующие документы:
справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции (далее - справка о валютных операциях);
иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.
Документы, указанные в пункте 1.2 настоящей Инструкции, представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушении установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с нормами Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 названного Федерального закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Из содержания пункта 10 части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что справка о валютной операции отнесена к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 данного закона. Указанная справка абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И от 17.06.2004 названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления не установлены.
Таким образом, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации справка о валютных операциях не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178.
При таких обстоятельствах, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В данном случае оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, не имеется, в связи с чем оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, ошибочно уплаченная платежным поручением N 1520 от 29.11.2007г. государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2007 года по делу N А19-15762/07-11 отменить, принять новое решение.
Постановление от 09.10.2007 N 25-07/180 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьский ЛЗК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 120 000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьский ЛЗК" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Выдать справку на возврат.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
|
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15762/07
Заявитель: ООО "октябрьский ЛЗК"
Ответчик: Территориальное управление в Иркутской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5123/07