Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2010 г. N 15АП-12736/2010
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-16049/2010-69/208 |
06 декабря 2010 г. |
15АП-12736/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Авдониной О.Г., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чернышевой А.И.,
при участии:
от заявителя: Моисеевой Н.А. по доверенности 23 АГ 140097 от 20.04.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрия Григорьевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 года
по делу N А32-16049/2010-69/208,
принятое в составе судьи Гладкова В.А
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрия Григорьевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий Управления Росресстра по Краснодарскому краю, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрий Григорьевич (далее глава КФХ Ланко Ю.Г.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее Управление Росреестра по Краснодарскому краю, регистрационная служба) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 2841000026 лицевой счет 119280000001748 от 26.10.2009; обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию указанного договора.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2010 заявление главы КФХ Ланко Ю.Г. принято к производству суда, делу присвоен номер А32-16049/2010-69/208.
Глава КФХ Ланко Ю.Г. также обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 2841000027 лицевой счет 119280000001749 от 26.10.2009; обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию указанного договора.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2010 указанное заявление было принято к производству судом первой инстанции, делу присвоен номер А32-17678/2010-69/299.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2010 по делу N А32-16049/2010-69/208 дела N А32-17678/2010-69/299 и N А32-16049/2010-69/208 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заявленные требования мотивированы тем, что на государственную регистрацию договоров аренды были представлены все необходимые документы, которые не были признаны недействительными в судебном порядке. В силу статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" у регистрационной службы отсутствовало право требовать от заявителя предоставления дополнительных документов. Проверка соблюдения требований и процедуры предоставления земельных участков в аренду не входит в компетенцию регистрационной службы. В связи с этим, непредставление на государственную регистрацию публикации в средствах массовой информации о представлении спорных земельных участков не является основанием для отказа в государственной регистрации. Земельные участки были предоставлены заявителю как индивидуальному предпринимателю главе КФХ на основании статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии с которым, при наличии одной заявки от КФХ, публикация о предоставлении земельных участков не требуется.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что установив нарушения статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (отсутствие публикации сведений о предоставлении земельных участков), регистрационная служба правомерно отказала заявителю в государственной регистрации договоров аренды. Доказательства того, что спорные земельные участки были предоставлены заявителю в порядке, установленном Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в материалах деле отсутствуют.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрий Григорьевич в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы указал, что отказ в государственной регистрации в связи с непредставлением публикации в средствах массовой информации, является неправомерным. Проверка соблюдения требований и процедуры предоставления администрацией земельных участков в аренду не входит в компетенцию регистрационной службы, полномочия которой ограничены статьями 17,26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ланко Ю.Г. зарегистрирован как глава КФХ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. В договорах аренды имеется ссылка на указанное свидетельство, подтверждающее статус Ланко Ю.Г., как главы КФХ. В связи с этим, земельные участки были предоставлены заявителю как главе КФХ в порядке статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которому при наличии единственной заявки КФХ, необходимость публикации сообщений о предоставлении земельных участков не требуется.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Регистрационная служба указала, что на государственную регистрацию не были представлены доказательства публикации сведений о предстоящем предоставлении спорных земельных участков в аренду, что противоречит требованиям Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В постановлениях администрации Староминского района от 23.10.2009 N N 1805,1806 указано, что земельные участки предоставлены в аренду Ланко Ю.Г, как предпринимателю, а не как главе КФХ, в связи с чем, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить, заявленные требования удовлетворить.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилось, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со статьями 156,266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, извещенного о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений ИП Ланко Ю.Г. были приняты постановления администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N N 1805, 1806 о предоставлении заявителю в аренду на 15 лет земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0309000: 410, 23:28:0309000: 411.
Во исполнение постановления администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N 1805 между Администрацией муниципального образования Староминский район (арендодатель) и ИП Ланко Ю.Г. (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 26.10.2009 N 2841000027, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование был предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:28:0309000: 410, площадью 789745 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-2, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В пункте 7.1 договора аренды от 26.10.2009 N 2841000027 стороны предусмотрели, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон со дня его государственной регистрации. Договор действует в течение 15 лет (п.7.2 договора от 26.10.2009 N 2841000027).
Во исполнение постановления администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N 1806 между Администрацией муниципального образования Староминский район (арендодатель) и ИП Ланко Ю.Г. (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 26.10.2009 N 2841000026, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование был предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:28:0309000: 411, площадью 663698 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-1, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В пункте 7.1 договора аренды от 26.10.2009 N 2841000026 стороны предусмотрели, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон со дня его государственной регистрации. Договор действует в течение 15 лет (п.7.2 договора от 26.10.2009 N 2841000026).
Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Договоры аренды земельных участков, заключенные на срок не менее чем один год, подлежат государственной регистрации за исключением случаев, установленных законом (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Поскольку в пунктах 7.2 договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 предусмотрен срок аренды 15 лет, указанные договоры подлежат государственной регистрации.
С учетом изложенного, глава КФХ Ланко Ю.Г. обратился в Староминский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027.
Сообщениями от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, N 34/053/2009-376 главе КФХ Ланко Ю.Г. было отказано в государственной регистрации аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Регистратор пришел к выводу о том, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, а именно: доказательства предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. В отсутствие доказательств публикации сведений о предоставлении спорных земельных участков регистратор указал на нарушение требований законодательства и не соблюдения процедуры предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, предусмотренных ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Глава КФХ Ланко Ю.Г. обжаловал отказ в государственной регистрации договоров аренды в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (п.2 ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из материалов дела следует, что глава КФХ Ланко Ю.Г. представил на государственную регистрацию договоры аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 и кадастровые паспорта спорных земельных участков от 31.08.2009.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Следовательно, регистрационная служба вправе осуществить проверку законности представленных на государственную регистрацию договоров аренды, в том числе, соблюдение императивно установленного порядка их заключения.
Отказывая в государственной регистрации договоров аренды от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, N 34/053/2009-376, регистрационная служба указала на выявленные нарушения порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: отсутствие доказательств предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 ЗК РФ). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30 - 34 ЗК РФ.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Специальные правила предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения предусмотрены главой 14 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, положения главы 14 Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливают безусловный приоритет норм Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" над положениями иных федеральных законов. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" так же не содержит положений о его преимущественном применении при регулировании отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с указанным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, нормы Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" по сравнению с нормами Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" являются специальными, имеют приоритет.
Статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливает следующий порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:
- заинтересованные граждане обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства;
- уполномоченный орган с учетом зонирования территорий в течение месяца утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастрового учета;
- в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. "438 и 439" установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Судом установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство Ланко Ю.Г. было зарегистрировано 21.04.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 23 N 006837304. Следовательно, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, глава КФХ Ланко Ю.Г. был наделен статусом индивидуального предпринимателя.
Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 23 N 006837304 было представлено заявителем на государственную регистрацию спорных договоров аренды.
В договорах аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 указано, что на стороне арендатора выступил ИП Ланко Ю.Г., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 23 N 006837304.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения были предоставлены главе КФХ ИП Ланко Ю.Г. на основании вышеуказанных договоров аренды для сельскохозяйственного производства, что соответствует основным видам деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотренным статьей 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При таких обстоятельствах, из представленных для целей регистрации документов усматривается, что земельный участок предоставляется по заявлению Ланко Ю.Г. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Следовательно, регистрационная служба при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, должна была руководствоваться нормами статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые устанавливают специальный порядок получения крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, предназначенного для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в том числе расширения фермерского хозяйства.
Специальный порядок предоставления земельных участков не предусматривает обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Статьёй 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков направлены на стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Доказательства наличия иных заинтересованных лиц на приобретение права аренды спорных земельных участков для создания или расширения КФХ, в материалах дела отсутствуют.
Наличие общей нормы о необходимости (ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") заблаговременно публиковать информацию о свободных земельных участках, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды в тех случаях, когда специальный порядок, установленный Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", соответствующего требования не предусматривает.
При таких обстоятельствах, предусмотренные п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним основания для отказа в государственной регистрации договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 отсутствовали.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю, в порядке статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательства законности отказов в государственной регистрации договоров аренды, изложенных в сообщениях от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, N 34/053/2009-376.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При обращении с заявлениями в суд первой инстанции глава КФХ Ланко Ю.Г. уплатил государственную пошлину в размере 400 руб., что подтверждается платежными поручениями от 27.05.2010 N 53 и от 02.06.2010 N 56. При обращении с апелляционной жалобой заявитель уплатил 200 руб. по квитанции от 18.10.2010.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с заявлениями и апелляционной жалобой подлежат возмещению заявителю за счет заинтересованного лица в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 заявителю апелляционной жалобы следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 100 рублей, уплаченную по квитанции от 18.10.2010.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 года по делу N А32-16049/2010-69/208 отменить, принять новое решение.
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N 2841000026 от 26.10.2009 и N 2841000027 от 26.10.2009 незаконным, как несоответствующий Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N 2841000026 от 26.10.2009 и N 2841000027 от 26.10.2009.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу Ланко Юрия Григорьевича 500 рублей расходов по государственной пошлине.
Возвратить Ланко Юрию Григорьевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 100 рублей. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-652/08
Истец: Андреева Юлия Дмитриевна
Ответчик: ООО "Восточно-Сибирский завод железобетонных конструкций", Кадач Виктор Гаврилович
Третье лицо: УФРС по Иркутской области , Мошкарнев Максим Леонидович
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8702/11
02.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12736/10
15.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4348/11
25.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4348/11
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-16049/2010
06.12.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12736/2010
01.10.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16049/10