г. Чита |
Дело N А10-918/08 |
"10" сентября 2008 г. |
-04АП-1963/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Лешуковой Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Общества с ограниченной ответственностью "Бирюса"
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2008 г. по делу N А10-918/08, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бирюса" к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене постановления налогового органа, принятое судьей Л.Ю.Рабдаевой,
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бирюса" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене Постановления от 03.03.2008г. N 36 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением от 06 мая 2008 г. суд в удовлетворении заявленных требований отказал, в обоснование указав, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу налоговым органом допущено не было.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Бирюса" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным постановления налогового органа. Считает, что организовало работу по реализации алкогольной продукции в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за нарушение правил розничной торговли алкогольной продукции должны нести должностные лица, в данном случае продавец. Не учтено, что накануне проведения проверки в магазине произошло возгорание, проводился ремонт и в течение 25 минут проверки не смогли найти документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции. Вероятно сказалась усталость. При назначении наказания не были учтены ходатайства Глав Администраций и директоров школ п. Кичера и Верхняя Заимка.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 23.08.2008г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
12.02.2008г. на основании поручения руководителя от 11.02.2008г. N 22 должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Бурятия была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине "Бирюса", принадлежащем ООО "Бирюса", расположенном по адресу: Республика Бурятия, Северобайкальский район, п. Кичера, ул. Таллинская, д.13.
Данной проверкой установлен факт реализации алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, а именно товарно-транспортной накладной и копии справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию (с разделами А и Б), что нашло отражение в акте проверки от 12.02.2008г. N 22, подписанным с пояснениями продавцом Курикаловой В.И.
В присутствии двух понятых Климовой П.В. и Тодорхоева В.Л. был составлен протокол изъятия алкогольной продукции от 12.02.2008г. Данная алкогольная продукция была передана на хранение ООО "Бирюса", что подтверждается распиской о получении на хранение описанного (изъятого) имущества от 12.02.2008г.
12.02.2008г. должностным лицом налогового органа вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
29.02.2008г. в присутствии законного представителя общества - директора Рогова О.Г. составлен протокол об административном правонарушении, которым данные действия общества квалифицированы по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
29.02.2008г. законному представителю общества вручено уведомление о вызове в налоговый орган на 03.03.2008г. для рассмотрения материалов об административном правонарушении.
03.03.2008г. и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Бурятия вынес постановление N 36 о привлечении ООО "Бирюса" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иных (не указанных в частях 1, 2 настоящей статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Согласно пункту 2 данной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе и товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежаще заполненные справки, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Следовательно, реализация в момент проверки алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
На момент проведения проверки товарно-транспортные накладные на реализуемую алкогольную продукцию отсутствовали.
Продавец Курикалова В.И., присутствовавшая при проведении проверки, пояснила, что документацию, подтверждающую легальность оборота алкогольной продукции, найти не смогла, найдем и предоставим в самое ближайшее время.
Требуемые товарно-транспортные накладные были представлены обществом позже проведения проверки.
Довод заявителя об отсутствии вины общества не может быть принят во внимание.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их устранению.
Учитывая, что торговля в проверяемом магазине осуществлялась в момент проверки от имени общества, следовательно, ответственность за все совершенные в ходе торговли действия несет именно оно.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению исполнения требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
Вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно квалифицировал данные действия общества по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что при проведении проверки были допущены существенные нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, подлежат отклонению.
Согласно п.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие данного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. На основании ч.2 ст.25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ).
Как следует из протокола об административном правонарушении, он был составлен в присутствии законного представителя общества. О времени и месте составления постановления законный представитель был извещен.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Санкция налоговым органом избрана минимальная с учетом смягчающих обстоятельств, в том числе ходатайств Глав Администраций и директоров школ п. Кичера и Верхняя Заимка.
Признаков малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06.05.2008г., принятое по делу N А10-918/08, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Бирюса" без удовлетворения.
2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-918/08
Заявитель: ООО "Бирюса"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 4 по РБ
Третье лицо: Арбитражный суд Читинской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1963/08