г. Томск |
Дело N 07АП-7124/08 |
"19" декабря 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Л.И.Ждановой, В.А.Журавлевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.А.Журавлевой,
при участии в заседании:
от заявителя: Овсянниковой Т.А. по доверенности от 01.12.2007 г..
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Евдокия"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 октября 2008 года
по делу N А03-10767/2008-26 (судья Н.А. Михайлюк)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Евдокия" к Управлению лесами Алтайского края
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евдокия" (далее - ООО "Евдокия", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления лесами Алтайского края (далее - Управление, административный орган) от 18.09.2008 г. N 03-26-30 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25, ст. 8.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24 октября 2008 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Евдокия" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 октября 2008 года отменить и прекратить производство по делу по следующим основаниям:
- протокол об административном правонарушении N 03-26-30 от 04.09.2008 г. и постановление N 03-26-30 от 18.09.2008 г. по статье 8.32 КоАП РФ составлены неуправомоченным лицом;
- вина ООО "Евдокия" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, отсутствует.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Административный орган явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлен.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав пояснения представителя общества, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления лесами Алтайского края 15 августа 2008 года проведена проверка соблюдения лесного законодательства ООО "Евдокия", осуществляющего деятельность по заготовке древесины на основании договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 г. N 1.
В ходе проверки установлено, что в квартале 141, выдел 23, делянка 13, допущен низовой пожар с повреждениями сырорастущих деревьев не до степени прекращения роста.
Информация о пожаре проверялась сотрудниками милиции. Было установлено, что пожар в квартале 141, выделе N 23, делянке N 13, возник по вине главы крестьянско-фермерского хозяйства Рыжкова М.В.
Глава КФХ Рыжков М. В. привлечен к административной ответственности постановлением от 18.08.2008 г.
В своем объяснении работникам милиции Рыжков М. В. сообщил, что примерно 26-27 марта 2008 года проводил работы по весенней доочистке указанной лесосеки со сжиганием порубочных остатков. Поскольку сжигаемые кучи порубочных остатков не были окаймлены минерализованной полосой шириной 0,5 метра, а снежный покров уже частично сошел, возник низовой пожар на площади примерно 0,5 га.
Также пожар мог возникнуть по причине слабого заливания водой и не засыпания куч землей.
Работы по заготовке и вывозке древесины в указанном квартале, выделах 23,9, делянке 13, крестьянско-фермерское хозяйство Рыжкова М.В. выполняло на основании договора подряда от 01.01.2006 г. N 10н, заключенного с ООО "Евдокия".
Данные обстоятельства явились основанием для составления Управлением лесами Алтайского края 04 сентября 2008 года протокола N 03-26-30 об административном правонарушении в отношении Общества по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.32 КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу заявителем нарушены подпункт "а" пункта 8 и подпункт "д" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, а также условия договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 г. N 1 (пункты 4.2.5, 4.2.6, 4.2.9, 4.2.20, 4.2.22, 4.2.23, 4.2.25 договора).
18 сентября 2008 года Управлением лесами Алтайского края вынесено постановление N 03-26-30 о назначении ООО "Евдокия" административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.32 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах образует состав административного правонарушения.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной от минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
Факт низового пожара в квартале 141, выдел 23, делянка 13, возникшего по вине крестьянско-фермерского хозяйства Рыжакова М.В. из-за нарушения требований подпункта "а" пункта 8 ППБ в лесах РФ, подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки от 15.08.2008 г., в котором зафиксированы следы низового пожара, объяснением Рыжкова М. В., актом проверки от 04.09.2008 г.
Как правильно установлено судом первой инстанции, поскольку участок лесного фонда, на котором произошел пожар, был передан в аренду ООО "Евдокия" с целью заготовки древесины, то именно на организации лежала обязанность соблюдать правила пожарной безопасности при проведении рубок леса. Заключение договора подряда с крестьянско-фермерским хозяйством Рыжкова М.В. не освобождает Общество от этой обязанности, несмотря на включение в договор условий об обязанностях подрядчика выполнять требования законодательства о пожарной безопасности.
Таким образом, ООО "Евдокия" правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение требований подпункта "а" пункта 8 ППБ в лесах РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении N 03-26-30 от 04.09.2008 г. и постановление N 03-26-30 от 18.09.2008 г. по статье 8.32 КоАП РФ составлены неуправомоченным лицом, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с положениями части 1 статьи 23.24, статьи 8.32, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ должностное лицо Управления лесами Алтайского края действовало в пределах его полномочий и компетенции.
Согласно статье 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьями 8.24-8.27, статьями 8.29-8.32.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках, их заместители (часть 2 статьи 23.24 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении лесами Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 г. N 18, данное Управление является уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом. Согласно пунктам 5.8., 5.10., 5.18. указанного Положения к полномочиям Управления относится охрана лесов (в том числе тушение лесных пожаров), а также государственный лесной контроль и надзор.
Согласно подпункту "д" пункта 13 ППБ в лесах РФ юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
ООО "Евдокия" не признает нарушение подпункта "д" пункта 13 ППБ в лесах РФ, ссылаясь на то, что о произошедшем пожаре ему известно не было.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По договору подряда N 10н от 01.01.2006 г. ООО "Евдокия" вправе проверять ход и качество выполнения подрядчиком задания, обязано по мере выполнения задания подрядчиком осматривать и принимать фактически выполненный объем задания (пункты 3.4.1, 6.1 договора). Следовательно, при приемке работ в квартале 141, выдел 23, делянка 13, Общество не могло не узнать о пожаре, следы которого сохранились до августа-сентября 2008 года.
Вместе с тем, в нарушение подпункта "д" пункта 13 ППБ в лесах РФ и пункта 4.2.25 договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 г. N Общество вплоть до 13.08.2008 г. не уведомило об этом Управление.
Нарушив Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, ООО "Евдокия" нарушило условия договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 г. N 1, содержащиеся в пунктах 4.2.5, 4.2.6, 4.2.9, 4.2.20, 4.2.22, 4.2.23, 4.2.25 договора.
В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, на основании которого предоставляется лесной участок, образует состав административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя о том, что его вина в совершении административного правонарушения отсутствует, так как пожар произошел по вине Рыжкова М.В., который не является его работником. Участок лесного фонда был передан в аренду именно ООО "Евдокия", следовательно, на Обществе лежит обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности. В связи с чем, суд пришел к правильному выводу о наличии вины в его действиях, поскольку оно не предприняло необходимых мер по соблюдению действующего законодательства.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влияющих на законность вынесенного постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для пересмотра которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 октября 2008 года по делу N А03-10767/2008-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10767/2008
Истец: ООО "Евдокия"
Ответчик: Управление лесами Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7124/08