г. Томск |
Дело N 07АП-4437/08 |
"18" августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Л.И.Ждановой, В.А.Журавлевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Малининой Т.И., паспорт,
Петрук Т.В. по доверенности от 07.11.2007 г.,
от ответчика: Кузиновой Н.Н. по доверенности от 26.02.2008 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Малининой Татьяны Игнатьевны, г. Томск,
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2008 года
по делу N А27-1718/2008-5 ( судья Махова Н.К.)
по заявлению предпринимателя Малининой Татьяны Игнатьевны, г. Томск, к Государственному учреждению Госветслужбы Кемеровской области Юргинской станции по борьбе с болезнями животных, г. Юрга,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Малинина Т.И. (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению Госветслужбы Кемеровской области Юргинской станции по борьбе с болезнями животных (далее - Юргинская ветстанция) о признании незаконным отказа в выдаче ветеринарно-сопроводительных документов на продукцию, принадлежащую предпринимателю, оформленного письмом от 19.02.2008 г. N 37 (с учетом уточнения требования).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2008 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда, Малинина Т.И. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2008 года отменить или изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Малинина Т.И. указала на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность судом имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела процессуального права.
Более подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
ИП Малинина Т.И. и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ Госветслужбы в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2008 года без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав ИП Малинину Т.И., ее представителя и представителя ГУ Госветслужбы, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Малининой Т.И. в адрес начальника управления ветеринарии Кемеровской области направлены заявления от 07.01.2008 г. с просьбой разрешить ввоз рыбы свежемороженой в количестве 60 тонн на склад в г. Юргу - Юргинский хладокомбинат, и вывоз данной продукции в г. Томск на ее склад.
После получения отказа от 19.02.2008 г. в выдаче разрешений на ввоз и вывоз спорной продукции, и, не согласившись с его мотивами, предприниматель Малинина Т.И. обратилась в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Руководствуясь положениями статей 5 и 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 г. N 706, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что федеральные органы государственной ветеринарной службы осуществляют как функции, связанные с оказанием ветеринарных услуг, так и ветеринарного надзора.
Оформление документов на подконтрольные госветнадзору грузы до ноября 2006 года осуществлялось в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы от 12.04.1997 г. N 13-7-2/871. Данная Инструкция признана утратившей силу в связи с утверждением приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 г. N 422 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
Согласно пункту 1.2 данных Правил на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации выдаются ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз.
При этом партии грузов, перечисленные в Приложении N 19 к названным Правилам, должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм NN 1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города).
В связи с принятием Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг. Названные правила определяют порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе.
Так, к платным ветеринарным услугам, в частности, относится оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.).
Таким образом, оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не относится к мероприятиям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного контроля (надзора), а также не может препятствовать, ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и реализацией продукции животноводства промышленного изготовления. Данная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.10.2007 г. N 13650/07.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно отклонил доводы заявителя о недопустимости совмещения Юргинской ветстанцией функций контролирующего (надзорного) органа и учреждения по оказанию платных услуг при оформлении и выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 г. N 2-27-145 и согласованным с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 г. N 5-ф, выдача ветеринарных документов (ветсвидетельств, справок, паспортов и регистрационных удостоверений) отнесена к платным ветеринарным услугам.
В связи с принятием Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг, которые определяют порядок и условия их предоставления владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе. Так, к платным ветеринарным услугам, в частности, относится оформление и выдача ветеринарных документов: ветеринарных проходных свидетельств, сертификатов, справок, паспортов, регистрационных удостоверений и др. (пункт 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг).
Платные ветеринарные услуги оказываются исполнителем, в том числе, на основе заключения договора (пункт 10 Правил оказания платных ветеринарных услуг).
Таким образом, в письме от 19.02.2008 г. N 37 правомерно указано на необходимость заключить с ветеринарной службой города Юрги договор на оказание платных ветеринарных услуг.
Согласно пункту 2.4 Правил по выдаче ветеринарных сопроводительных документов при перевозке грузов между субъектами Российской Федерации в графе "Особые отметки" ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии.
В соответствии со статьей 11 Закона Кемеровской области N 41-0З "О ветеринарии" Главному государственному ветеринарному инспектору области предоставлено право устанавливать на подконтрольной территории порядок ввоза, перевозок животных и ветеринарно-санитарные экспертизы сырья и продуктов животного происхождения.
Приказом от 25.06.2007 г. N 81 "О выдаче разрешений на ввоз, вывоз подконтрольных в ветеринарном отношении грузов" начальником Управления ветеринарии Кемеровской области - Главным государственным ветеринарным инспектором Кемеровской области утвержден Порядок прохождения документов при получении разрешений на ввоз, вывоз и переадресовку животных, продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок на территории Кемеровской области.
В материалы дела ответчиком представлены копии заявок на ввоз и вывоз продукции от 04.02.2008 г., согласованные Юргинской ветслужбой 12.02.2008 г. и полученные заявителем 29.04.2008 г. (то есть после 19.02.2008 г.). Доказательства получения разрешения на ввоз и вывоз Главного госветинспектора Кемеровской области не представлены.
Согласно статье 9 Закона о ветеринарии ввоз на территорию РФ (вывоз с территории), а также транзит через территорию РФ продукции животного происхождения осуществляется при наличии письменного разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора РФ.
В соответствии со статьей 14 Закона о ветеринарии, статьей 13 Закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ввоз на территорию РФ продуктов животноводства осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ. Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Из представленных ИП Малининой сертификатов следует, что товар был ввезен на неразрешенный пункт в ООО "Морской рыбный порт" и отгружен в нарушение статьи 9 Закона о ветеринарии. А также неверно указан пункт, куда поступит товар, так как в соответствии с Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ООО "Юргинский хладокомбинат" в том периоде не существовало. В настоящее время зарегистрирован хладокомбинат ИП Михальцова.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя: экспертизу документов, подтверждающих их соответствие требованиям нормативных документов, условий изготовления или поставок пищевых продуктов, материалов и изделий; внесение пищевых продуктов, материалов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и реализации; выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот.
В соответствии с подпунктами 3, 4 статьи 21 Закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещается ввоз на территорию РФ пищевых продуктов не прошедших госрегистрацию, а также не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких продуктов требованиям нормативных документов.
Согласно статье 19 Закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ИП Малинина обязана соблюдать требования нормативных документов к условиям перевозок и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах. Продукция должна храниться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. На данный период холодильные камеры, куда отгружен товар ИП Малининой на хранение не аттестованы территориальным управлением Россельхознадзора; у ИП Михальцова нет свидетельства о госрегистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на ввоз на территорию РФ и оборот этой продукции, что подтверждается его заявлением от 24.04.2008 г.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем не приняты все необходимые меры и не представлены в уполномоченный орган все необходимые документы для получения в установленном порядке ветеринарных сопроводительных документов на товар.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, для пересмотра которых у суда апелляционной инстанции нет оснований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2008 года по делу
N А27-1718/2008-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1718/2008-5
Истец: Малинина Татьяна Игнатьевна
Ответчик: Государственное учреждение Госветслужбы Кемеровской области Юргинская станция по борьбе с болезнями животных
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4437/08