г. Томск |
Дело N 07АП-3738/2009 |
08 июня 2009 г. |
N А02-1363/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Кудряшевой Е.В.,
судей: Логачева К.Д., Фроловой Н. Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Логачевым К.Д.,
при участии:
от истца: Кудрявцева Е.Н. по доверенности от 01.06.2009 г.,
от ответчиков: не явились (извещены),
от третьего лица Министерства природных ресурсов Республики Алтай: Кудрявцева Е.Н. по доверенности N 2516 от 12.12.2008 г.,
от других третьих лиц: не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай от имени Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Республики Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 06.04.2009 г. (судья Амургушев СВ.)
по делу N А02-1363/2008
по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай от имени Российской Федерации
к Администрации муниципального образования "Турочакский район", Муниципальному учреждению "Опорная фактория Турочакского района",
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Республики Алтай, Управления Роснедвижимости по Республике Алтай, Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай, Индивидуальных предпринимателей Бурко Александра Александровича, Минченко Александра Александровича, Пахорукова Алексея Борисовича,
о признании недействительными государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок и государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования муниципального учреждения на земельный участок,
УСТАНОВИЛ
Территориальное управление Федеральным агентством по управлению Федеральным имуществом по Республике Алтай от имени Российской Федерации (ТУ Росимущества по Республике Алтай) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования "Турочкаский район" на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира в границах АО "Дмитриевское", общей площадью 523 632 000 кв.м., с кадастровым номером 04:03:000000:0009, с исключением записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.07.2008г. N 04-02-02/024/2008-373; и признании недействительной государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования муниципального учреждения "Опорная фактория Турочакского района" на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира в границах АО "Дмитриевское", общей площадью 523 632 000 кв.м., с кадастровым номером 04:03:000000:0009, с исключением записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.05.2008г. N 04-02-02/024/2008-28.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 06.04.2009 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ТУ Росимущества по Республике Алтай и Министерство природных ресурсов Республики Алтай в апелляционных жалобах просят его отменить.
Из апелляционной жалобы ТУ Росимущества по Республике Алтай, следует, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, обстоятельства, которые суд считает установленными, не доказаны в ходе судебного разбирательства. Заявитель читает, что при рассмотрении спора суд не дал правовой оценки действию Администрации муниципального образования "Турочакский район", в части наличия полномочий у органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения, в составе которых имеются леса, лесные земли (вид угодий); суд необоснованно не принял, а также не оценил доказательства, имеющиеся в материалах дела, карту-схему лесонасаждений Турочакского лесхоза Республики Алтай (материалы лесоустройства 2002 года), согласно которой вышеуказанные участки числятся как лесные участки в составе земель лесного фонда находящиеся в федеральной собственности. В соответствии со статьями 67-70 Лесного кодекса Российской Федерации законодатель, признает федеральную собственность только на лесоустроенные участки, таковым правом органы местного самоуправления в силу статьи 84 лесного законодательства не обладают; при принятии решения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МУ "Опорная фактория Турочакского района" Администрацией муниципального образования "Турочакский район" материалы лесоустройства использованы не были, так как они не запрашивались муниципальным образованием "Турочакский район" и не передавались Турочакским лесхозом (в настоящее время лесничеством). С вступлением в силу Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ распоряжение земельными участками имеющими категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, в составе земельных угодий которых имеются леса (лесные земли), возможно было только после перевода таких земельных участков в одну из категорий земель, предусмотренных статьями 6, 10, 102-109 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечивающих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Администрация муниципального образования "Турочакский район" не имела права распоряжаться участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, следовательно, не имела права предоставлять участки лесного фонда входящие в состав спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению "Опорная фактория Турочаского район". ТУ Росимущества по Республике Алтай при подаче искового заявления оплатило государственную пошлину в сумме 4 000 рублей, в материалах дела имеются платежные поручения.
В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов Республики Алтай, приведены аналогичные доводы.
Представитель истца и третьего лица Министерства природных ресурсов Республики Алтай в судебном заседании апелляционные жалобы поддержал по основаниям в них изложенным.
Ответчики и иные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили. Отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 06.04.2009 г., суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Администрация МО "Турочакский район" зарегистрировала право собственности МО "Турочакский район" на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 523 632 000 кв.м., находящийся по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира в границах ОАО "Дмитриевское", кадастровый номер 04:03:000000:0009. Основанием для регистрации послужило постановление Администрации МО "Турочакский район" N 301 от 25.03.2008 г., передаточный акт к постановлению N 301 от 25.03.2008 г., постановление Администрации МО "Турочакский район" N 616 от 20.05.2008 г.
Указанный земельный участок закреплен за МУ "Опорная фактория Турочакский район" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное право зарегистрировано 28.05.2008 года номер регистрации 04-02-02/024/2008-28.
ТУ Росимущества по Республике Алтай не согласилось с регистрацией права собственности МО "Турочакский район" на указанный земельный участок и обратилось в суд с требованием о признании недействительными государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок и государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования муниципального учреждения на спорный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации подразделяются в том числе и на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В силу пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации от 05.10.2001 г. N 136-ФЗ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 1 статьи 7 указанного Кодекса следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению разделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Указанные земли согласно части 2 указанной статьи используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного Кодекса Российской Федерации категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно части 2 названной статьи, "в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а так же зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции".
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации, "к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)".
Согласно статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" N 28-ФЗ от 02.01.2000 г., "государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра)".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Из части 2 названной статьи следует, что "государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным".
Согласно статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (вступившего в действие с 01.01.2007 г.), "леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий".
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что "границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности".
Действовавший до 01.01.2007 г. Лесной кодекс Российской Федерации, в статье 7 также устанавливал, что "отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации".
В статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.01.2007 г., дано понятие участка лесного фонда - к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. В части 3 данной статьи указано, что "к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом".
Согласно статье 130 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.01.2007 г., участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции правомерно признал приоритетным учет, который ведут специально уполномоченные органы земельного кадастра, не приняв доводы, основанные на карте-схеме в материалах лесоустройства 2002 г., составленные органом лесного хозяйства, указывая, что ведение Единого кадастрового учета возложено именно на органы земельного кадастра, а не на органы лесного хозяйства.
Данный вывод суда первой инстанции основан на тех положениях действующего законодательства, в соответствии с которыми установлена обязанность на территории Российской Федерации вести Единый кадастровый учет земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 07.07.2003г., 08.12.2003 г., 03.10.2004г., 29.12.2004 г., 18.06.2005 г., 27.12.2005г., 31.12.2005г., 17.04.2006г., 30.06.2006г., 18.12.2006 г.), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе и земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом, в нарушение указанной нормы права не представлено доказательств того, что участки лесного фонда (лесные участки) расположены в границах оспариваемого земельного участка, поскольку данные лесные участки не прошли государственный земельный кадастровый учет, границы их не определены в соответствии с действующим законодательством, данные участки не отмежеваны.
Довод ТУ Росимущества по Республике Алтай об оплате в полном объеме государственной пошлины за подачу иска не может быть признан обоснованным, поскольку платежные документыN 1052 от 06.11.2008 г. и N 1053 от 06.11.2008 г. на которых имеется штамп территориального органа Федерального казначейства не содержат сведений об исполнении платежа по перечислению государственной пошлины в федеральный бюджет.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (пунктом 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 06.04.2009 года по делу N А02-1363/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы ТУ Росимущества по Республике Алтай и Министерства природных ресурсов Республики Алтай - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.В.Кудряшева |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1363/2008
Истец: ТУ ФАУГИ по Республике Алтай
Ответчик: МУ "Опорная фактория Турочакского р-на", Администрация МО "Турочакский р-н"
Третье лицо: УФРС по Республике Алтай, Территориальное управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай, Пахоруков А Б, Минченко А А, Министерствр природных ресурсов Республики Алтай, Бурко А А