г. Томск |
Дело N 07АП-5889/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Л.И. Ждановой
М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным,
при участии:
от заявителя: без участия, надлежаще извещена,
от заинтересованного лица: без участия, надлежаще извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.06.2009 г. по делу N А03-5460/2009 (судья А. В. Сайчук)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула к Центру государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о взыскании 2 945,55 рублей,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Центр) 2 945,55 рублей, из которых 2 757,14 рублей - недоимка по транспортному налогу и 188,41 рублей - пеня, начисленная за его несвоевременную уплату.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.06.2009 г. заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Центр обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать инспекции в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Центр указывает на то, что является федеральным органом исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная служба, в связи с чем, Центр освобожден от уплаты налога на имущество, принадлежащего ему на праве оперативного управления.
От налогового органа в суд поступил отзыв на жалобу, в котором содержится просьба оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
02.10.2008 г. Центром в налоговый орган представлен налоговый расчет по транспортному налогу за третий квартал 2008 года, в соответствии с которым исчислен к уплате налог в сумме 4 560 рублей по сроку уплаты 31.10.2008 г.
В связи с неисполнением Центром в полном объеме и в установленный срок обязанности по уплате транспортного налога за третий квартал 2008 года налоговый орган выставил Центру требование N 56897 от 02.12.2008 г. об уплате транспортного налога в сумме 4 560 рублей по сроку уплаты 31.10.2008 г.
Этим же требованием Центру предложено уплатить пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 188,41 рублей. Срок исполнения данного требования установлен не позднее 22.12.2008 г.
Требование направлено в адрес Центра посредством почтовой связи, что подтверждается реестром почтовых отправлений, отправленных заказной корреспонденцией и принятым органом почтовой связи 08.12.2008 г.
Центр не исполнил данного требование, что послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанных в нем сумм.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что:
- Центр является плательщиком транспортного налога;
- факт неисполнения Центром обязанности по уплате налога установлен материалами дела;
- расчет пени, представленный инспекцией, является правильным.
Арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными, в связи с чем, удовлетворяет апелляционную жалобу, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Указ) утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из пункта 2 Указа следует, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе входит Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Положение о МЧС России) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Пунктом 3 Положения установлено, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в том числе и Государственные инспекции по маломерным судам.
Согласно подпунктам 4, 10, 11 пункта 9 Положения МЧС России осуществляет финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета; создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения; осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом; является главным распорядителем средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. N 835 Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На основании пункта 12 Положения "О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" государственные инспекторы по маломерным судам имеют право ношения форменной одежды и знаков различия в порядке, утвержденном Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании пунктов 1, 15 Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, утвержденного Приказом МЧС России от 31.03.2005 г. N 231 следует, что Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю является юридическим лицом в форме государственного учреждения и входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Для осуществления возложенных на Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю задач и функций за ним закрепляется федеральное государственное имущество на праве оперативного управления.
Таким образом, в целях применения статьи 358 НК РФ транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий).
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о МЧС России последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Аналогичные задачи и функции Центра ГИМС МЧС России закреплены в Положении о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю.
Вместе с тем, статья 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" приравнивает к воинской службе службу в войсках гражданской обороны.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о том, что Центр является федеральным органом исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная служба, являются обоснованными.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также положения подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у Центра обязанности по уплате транспортного налога в отношении транспортных средств, закрепленных за Центром на праве оперативного управления.
Следовательно, требование налогового органа о взыскании с Центра недоимки по транспортному налогу и пени не подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований инспекции.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 г. апеллянту была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы государственная пошлина не подлежит уплате апеллянтом.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.06.2009 г. по делу N А03-5460/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о взыскании транспортного налога в размере 2757,14 рублей и пени в размере 188,41 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5460/2009
Истец: ИФНС России по Центральному р-ну г. Барнаула
Ответчик: Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю