г. Томск |
Дело N 07АП - 4616/09 |
08.07.2009 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 08.07.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е. А.,
судей: Музыкантовой М.Х., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Хайкиной С.Н.,
при участии представителей:
от заявителя (Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат"): Песоцкой Т.Г. по доверенности от 31.03.2009г.,
от заинтересованного лица (Федеральной таможенной службе Сибирского таможенного управления Кемеровской таможни): Кошелевой Т.В. по доверенности от 31.03.2009г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления Кемеровской таможни на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 мая 2009 года по делу N А27-4353/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Новокузнецкий металлургический комбинат" к Федеральной таможенной службе Сибирскому таможенному управлению Кемеровской таможни о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (далее по тексту - ОАО "НКМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной таможенной службе Сибирского таможенного управления Кемеровской таможни (далее по тексту - Кемеровская таможня) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов в размере 9 079 500 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 мая 2009 года по делу N А27-4353/2009 признан незаконным отказ Кемеровской таможни ОАО "НКМК произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов в размере 9 079 500 рублей. Также суд данным решением обязал Кемеровскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов общества и произвести взаимозачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 9 079 500 руб. в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, Кемеровская таможня обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает,
- временная таможенная декларация не исключает, а наоборот, предполагает обязательное представление полной таможенной декларации. При этом, временная таможенная декларация не подменяет и не заменяет полную, таможенную декларацию, так как именно полная таможенная декларация содержит в себе те сведения, которые являются определяющими в том числе и для установления окончательного размера таможенных пошлин, подлежащих перечислению в бюджет;
- при подаче полной таможенной декларации Заявитель помимо документов, представленных при подаче временной декларации, представляет счета-фактуры с указанием конкретного количества вывезенных товаров, паспорта качества, отгрузочные спецификации, платежное поручение об оплате таможенных платежей. Таможенный орган в отношении полной декларации совершает все те же обязательные действия, что и в отношении временной таможенной декларации, однако их совершение не подменяет действий и решений, принятых и совершенных при подаче временной таможенной декларации.
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
ОАО "НКМК" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и настаивает на том, что полная таможенная декларация при периодическом временном декларировании не является повторной, соответственно на нее в принципе не распространяются требования п.7 Постановления N 863.
Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, в 2008 году ОАО "НКМК" вывозило в таможенном режиме экспорта товары, при оформлении которых в порядке ст. 138 ТК РФ предоставило в таможенный орган временные таможенные декларации и уплатило при этом таможенные сборы на общую сумму 9 079 500 руб.
При подаче полных таможенных деклараций на эти же товары ОАО "НКМК" повторно уплачивало таможенные сборы, что за период 2008 г. составило в общей сумме 9 819 000 руб.
28.11.2008 года ОАО "НКМК" представило в адрес Кемеровской таможни заявление в порядке ст. 355 ТК РФ о возврате (зачете) денежных средств в размере 9 079 500 руб., излишне уплаченных в качестве таможенных платежей.
По итогам рассмотрения указанного заявления, Кемеровская таможня письмом N 09-28/11306 от 18.12.2008 года отказала Обществу в возврате (зачете) вышеуказанной суммы таможенных платежей, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для возврата сборов за таможенное оформление при применении процедуры временного периодического декларирования, так как таможенные сборы в соответствии с Таможенным кодексом РФ уплачиваются дважды - при подаче временной и полной таможенных деклараций.
Полагая данный отказ незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления, исходил из того, что установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 года N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании. Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Суд согласился с доводами Общества о том, что при подаче полных таможенных деклараций имела место излишняя уплата таможенных сборов за таможенное оформление, так как общество уплатило таможенные сборы при подаче указанных в заявлении временных таможенных деклараций. В связи с чем, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
В соответствии со статьей 357.5 Таможенного кодекса Российской Федерации плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.
Согласно статье 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В статье 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением от 28.12.2004 года N 863 определены ставки таможенных сборов, пункт 7 которого содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 года N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 года N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 года NКАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (статья 60 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
При названных обстоятельствах доводы Кемеровской таможни об обязанности уплаты таможенных сборов дважды как при подаче временной, так и полной таможенных деклараций, противоречат положениям Таможенного кодекса Российской Федерации, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 08.07.2008 N 4574/08, а также постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.07.2008 года N 4574/08 по делу N А47-2238/2007 АК-22 и определением Конституционного суда Российской Федерации от 07.11.2008 года N 631 -О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации".
Статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно положений пунктов 1, 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (пункт 8 статьи 355 Кодекса).
Размер суммы, заявленной Обществом к зачету (возврату), а равно факт ее уплаты, таможенным органом не оспаривается.
Изложенное указывает на правомерность вывода суда первой инстанции о незаконности принятого Таможенным кодексом решения об отказе в зачёте (возврате) излишне уплаченной суммы в счёт предстоящих платежей.
Ссылка таможенного органа на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 863 от 28.12.2004 года" в обоснование правомерности своей позиции, также отклоняется за необоснованностью.
Действительно, указанным Постановлением N 220 Постановление N 863 дополнено пунктом 7.1, предусматривающим уплату таможенных сборов как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации.
Однако, согласно Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и пункту 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступлении в законную силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" постановления Правительства Российской Федерации, не затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и не устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти или организаций вступают в законную силу со дня их подписания если самим постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок его вступления в силу.
Поскольку самим постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 года N 220 не предусмотрен порядок вступления его в силу, то, следовательно, данное постановление вступило в силу с 10.03.2009 года и не подлежит применению к правоотношениям, сложившимся между лицами по рассматриваемому делу, поскольку оплата таможенных платежей произведена Обществом в ноябре и декабре 2005 года при подаче полных таможенных деклараций для таможенного оформления поставляемых на экспорт партий каменного угля, в отношении которых уже были уплачены таможенные сборы при подаче временных таможенных деклараций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Кроме того, принятым на основании части 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 года N 863 в силу части 3 статьи 3, пункта 3 части 3 статьи 6 и части 2 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации должны устанавливаться только ставки таможенных сборов за таможенное оформление, поскольку порядок уплаты таких сборов регулируется непосредственно Кодексом (часть 2 статьи 357.7 Кодекса).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы своего подтверждения не нашли, в целом направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для такой переоценки нет.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Оснований для перераспределения судебных расходов в виде госпошлины не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 мая 2009 года по делу N А27-4353/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Новокузнецкий металлургический комбинат" к Федеральной таможенной службе Сибирскому таможенному управлению Кемеровской таможни о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести возврат (зачет) излишне уплаченных таможенных сборов оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной таможенной службе Сибирскому таможенному управлению Кемеровской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4353/2009-2
Истец: ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат"
Ответчик: ФТС, Сибирское таможенное управление, Кемеровская таможня