г. Томск |
Дело N 07АП-704/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме - 28 февраля 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усенко Н. А.
судей: Журавлевой В.А.
Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усенко Н.А.
при участии:
от административного органа: без участия,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 декабря 2007 года по делу N А45-14654/07-40-366 (судья Тарасова С.В.)
по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе
к Новосибирскому социальному банку "Левобережный" (открытое акционерное общество)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СФО) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Новосибирского социального коммерческого банка "Левобережный" (открытое акционерное общество) (далее - Банк "Левобережный) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11 декабря 2007 года, (резолютивная часть объявлена 07 декабря 2007 года) Банк "Левобережный" освобожден от административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
РО ФСФР России в СФО, не оспаривая установленные судом событие административного правонарушения и вину Банка "Левобережный", с принятым решением не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с отсутствием предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения Банка "Левобережный" от административной ответственности и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
По мнению заявителя, выводы суда в обжалуемом решении от 11.12.2007г. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении нормы права. Нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг Банком "Левобережный" лицензионного требования, установленного пунктом 3.8.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2007 N 07-21/пз-н, является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, независимо от наступления в результате такого правонарушения последствий в виде причинения материального ущерба государству и/или инвесторам. Существенную угрозу общественным отношениям в данном случае представляет неисполнение банком своей публично-правовой обязанности по соблюдению лицензионных требований и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Банк "Левобережный" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на необоснованность изложенных в жалобе доводов административного органа.
В судебное заседание представители административного органа и Банка "Левобережный", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, определив в соответствии с ч. 3 ст. 205 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение 11.12.2007г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления РО ФСФР России в СФО о привлечении Банка "Левобережный" к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, Банк "Левобережный" является кредитной организацией, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании выданных в 2000 г. лицензий (без ограничения срока их действия) на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности и депозитарной деятельности.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Депозитарии Банка "Левобережный" (ОАО), утвержденного Правлением Банка "Левобережный" (ОАО) от 16.09.2004 N 09-3, ведение депозитарных операций возложено на специализированное подразделение - Депозитарий Банка "Левобережный (ОАО).
Проведенной РО ФСФР России в СФО проверкой Банка "Левобережный" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, выявлены и зафиксированы в акте от 29 октября 2007 года нарушения требования пункта 3.8.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2007 N 07-21/пз-н.
Как указано в акте проверки, в соответствии с утвержденной 16.08.2004 Генеральным директором банка должностной инструкцией начальник Депозитария Банка "Левобережный" (ОАО) обязан: готовить отчеты для ФСФР России в соответствии с Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг (пункт 3.1.5 должностной инструкции); выполнять работу по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах и событиях (пункт 3.1.10).
На основании пункта 10.3 правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг Банка "Левобережный", утвержденных Советом директоров от 23.01.2007 N 1, на начальника Депозитария Банка "Левобережный" возложена ответственность за выполнение требований данных правил.
В представленном 02.08.2007 (вх. N 8385) в РО ФСФР России в СФО ежеквартальном отчете профессионального участника рынка ценных бумаг Банка "Левобережный" (ОАО) за 2 квартал 2007 года лицом, ответственным за заполнение отчета, назван начальник Депозитария Банка "Левобережный" (ОАО) Ершова Н.П.
Кроме того, реестры владельцев именных ценных бумаг Банка "Левобережный" (ОАО) по состоянию на 01.09.2007, 25.09.2007 подписаны также начальником Депозитария Банка "Левобережный" Н.П. Ершовой.
Должностными обязанностями специалиста Депозитария в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной Генеральным директором Банка "Левобережный" 12.08.2004, являются: получение в подразделениях Банка исходной информации для ежеквартального отчета по ценным бумагам, формирование отчета в бумажной и (или) электронной формах, участие в подготовке других отчетов для Банка России и других государственных регулирующих органов в части операций с ценными бумагами Банка (пункт 3.5); предъявление к оплате векселя в г. Новосибирске, транспортировка векселя и сопроводительных документов между отделениями Банка (пункт3.6. должностной инструкции); участие в подготовке данных для формирования отчетов об акционерах и аффилированных лицах Банка (ввод данных в компьютер, брошюровка и пересылка в установленном порядке отчетных материалов) (пункт 3.7); формирование по распоряжению начальника Депозитария текстов сообщений о существенных сведениях и событиях и, после согласования в установленном порядке, пересылка на ленту новостей "Интерфакс" (пункт 3.8).
Полагая, что возложение указанных выше обязанностей на работников Депозитария, а также совершение ими (работниками) указанных выше действий является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) ФКЦБ России от 04.12.2000 N 054-03158-000100 на осуществление депозитарной деятельности, начальник отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках РО ФСФР России в СФО составил 06 ноября 2007 года в отношении Банка "Левобережный" (ОАО) протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В порядке ст. ст. 23.1, 28.8, 29.5 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Банка "Левобережный" (ОАО) к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения.
Арбитражный суд Новосибирской области, установив на основании совокупности доказательств событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, признав правильной квалификацию действий Банка "Левобережный" (ОАО) по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, посчитал данное правонарушение малозначительным и освободил Банк "Левобережный" (ОАО) от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Как указано судом в мотивировочной части решения, вменяемое правонарушение является малозначительным, поскольку оно носит устранимый характер и фактически устранено ко дню судебного заседания, совершено впервые и не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям.
Вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного Банком "Левобережный" (ОАО) правонарушения является ошибочным.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются правила осуществления предпринимательской деятельности.
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла.
Диспозиция части 3 ст. 14.1 КоАП РФ является бланкетной. Она отсылает к нормам специальных нормативных актов, которыми определяются требования и условия осуществления каждого лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 38 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
В соответствии со ст. 39 настоящего Федерального закона все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи.
Кредитные организации и государственные корпорации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В силу п. 6 ст. 42 настоящего Федерального закона порядок лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг устанавливает федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н утвержден Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в соответствии с пунктом 1.10 которого лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, предусмотренные настоящим Порядком.
Лицензионные требования и условия предусмотрены в разделе 3 Порядка.
Согласно пункту 3.1 настоящего Порядка лицензионным требованием и условием является соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок.
Пунктом 3.8.1 Порядка предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями также являются: наличие у лицензиата, осуществляющего депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, а также не менее 2 работников (один из которых является руководителем структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг), в обязанности которых входит осуществление депозитарного учета, соответствующих квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Установленные РО ФСФР России в СФО в ходе проверки и подтвержденные совокупностью доказательств фактические обстоятельства, касающиеся возложения Банком "Левобережный" (ОАО) на начальника и специалиста Депозитария функций, не связанных с осуществлением депозитарной деятельности и депозитарного учета на рынке ценных бумаг, указывают на длительное действие должностных инструкций работников Депозитария (с августа 2004 по декабрь 2007), исполнение названными работниками несвойственных им функций (в частности подготовка отчетов профессионального участника рынка ценных бумаг, подписание реестра владельцев именных ценных бумаг Банка "Левобережный" (ОАО) и т.п.), что в свою очередь свидетельствует о длящемся характере правонарушения, прекращенном банком только в связи с проведенной в отношении него проверкой.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судом необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Рассматриваемое административное правонарушение имеет формальный состав, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок создания и функционирования профессиональных участников рынка ценных бумаг и не требует выяснения причиненных правонарушением последствий.
Перечисленные судом обстоятельства (отсутствие ущерба, а также устранимый характер правонарушения и фактическое его устранение ко дню судебного заседания, совершение впервые) не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Неправильное применение норм материального права (ст. 2.9 КоАП РФ) является ч. 1 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, поскольку это нарушение привело к принятию неправильного решения.
Вместе с тем, учитывая, что к моменту рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что требование РО ФСФР России в СФО о привлечении Банка "Левобережный" (ОАО) к административной ответственности не подлежит удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженную в пункте 18 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой в случае пропуска сроков, установленных частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса, суд принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 205 (ч. 3), 266 (ч. 1), 269 (п. 2), 270 (п. 4 ч. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 декабря 2007 по делу N А45-14654/07-40/366 отменить. В удовлетворении заявления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о привлечении Новосибирского социального коммерческого банка "Левобережный" (ОАО) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Усенко Н. А. |
Судьи |
Журавлева В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14654/07-40/366
Истец: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе
Ответчик: Новосибирский социальный коммерческий банк "Левобережный"
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-704/08