г. Томск |
Дело N 07АП-5760/08 |
"13" октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Ждановой Л.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отделения по Тальменскому району Управления федерального казначейства по Алтайскому краю о признании недействительным отказа от исполнения исполнительного листа N 117464 от 15.05.2008г. N А03-6523/07-24
на решение арбитражного суда Алтайского края от 04.08.2008г.
по делу N А03-6195/2008-2 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новоалтайская специализированная передвижная механизированная колонна 1072"
к Отделению по Тальменскому району Управления федерального казначейства по Алтайскому краю
третье лицо: администрация Тальменского района Алтайского края
о признании недействительным отказа от исполнения исполнительного листа N 117464 от 15.05.2008 по делу N А03-6523/07-24 и обязании принять к исполнению исполнительный лист
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новоалтайская специализированная передвижная механизированная колонна 1072" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению по Тальменскому району Управления федерального казначейства по Алтайскому краю о признании недействительным отказа от исполнения исполнительного листа N 117464 от 15.05.2008 по делу N А03-6523/07-24 и обязании принять к исполнению исполнительный лист.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 04.08.2008г. заявленные ООО "Новоалтайская специализированная передвижная механизированная колонна 1072" требования удовлетворены, отказ Отделения по Тальменскому району Управления федерального казначейства по Алтайскому краю в принятии исполнительного листа N 117464, выданного арбитражным судом Алтайского края 15.05.2008г. по делу N А03-6523/07-24 признан незаконным. Суд решением также обязал Отделение по Тальменскому району управления федерального казначейства по Алтайскому краю принять к исполнению исполнительный лист N 117464, выданный 15.05.2008г. по делу N А03-6523/07-24.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение по Тальменскому району управления федерального казначейства по Алтайскому краю обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
- неправильное применение судом норм материального права: п. 3 ст. 242.1 БК РФ, так как у ответчика имелись основания для возврата исполнительного документа; ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, так как органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, в процессе исполнения судебных актов.
Стороны в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Алтайского края от 04.08.2008г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 25 марта 2008 г. арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-6523/07-24 было вынесено определение, которым утверждено мировое соглашение в стадии исполнительного производства и график погашения задолженности, в соответствии с которым Администрация Тальменского района Алтайского края обязуется производить перед обществом с ограниченной ответственностью "Новоалтайская специализированная передвижная механизированная колонна 1072", г. Новоалтайск погашение задолженности - исполнения судебного акта, (решения арбитражного суда Алтайского края от 14.09.07 г. по делу N А 03 - 6523/07-24): до 20 апреля 2008 года 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей; до 20 мая 2008 года 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей; до 20 июня 2008 года 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей; до 20 июля 2008 года 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей; до 20 августа 2008 года 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей; до 20 сентября 2008 года 285 156 (двести восемьдесят пять тысяч сто пятьдесят шесть) рублей 19 копеек.
15 мая 2008 года в связи с неисполнением ответчиком условий мирового соглашения судом выдан исполнительный лист N 117464 для принудительного исполнения данного соглашения. Данный исполнительный лист был направлен Обществом для исполнения в Отделение по Тальменскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
19 мая 2008 года письмом за N 108 исполнительный лист без исполнения возвращен взыскателю с указанием на необходимость исполнения данного документа через службу судебных приставов, поскольку в исполнительном листе идет речь о совершении действий обязывающего характера.
Согласно п. 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 7 названного Федерального закона в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как правильно указал суд первой инстанции, из норм пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального бюджетного учреждения.
При этом кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам (статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Под данный перечень не подпадает возврат исполнительного листа только по той причине, что он выдан для исполнения судебного акта, которым утверждено мировое соглашение об оплате муниципальным учреждением взыскателю денежных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что судебному приставу-исполнителю не предоставлено право исполнения судебных актов, касающихся взыскания бюджетных средств.
В свою очередь, Отделение по Тальменскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Как правильно указал суд, незаконный отказ в принятии исполнительного листа нарушает права Общества, поскольку заявитель лишается возможности получения с должника причитающихся Обществу денежных средств, что ведет к незаконному уменьшению имущественной сферы Общества.
Довод заявителя о том, что органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, в процессе исполнения судебных актов, не принят судом первой инстанции обоснованно.
В части 2 статьи 142 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII настоящего Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исполнительный лист, выданный во исполнение определения суда, утвердившего мировое соглашение, имеет такую же силу и подлежит исполнению в том же порядке, как и исполнительный лист, выданный во исполнение решения суда о взыскании денежных средств. Принудительное исполнение мирового соглашения, по условиям которого должник обязался передать взыскателю денежные средства, фактически означает принудительное взыскание данных денежных средств.
При этом как правильно указал суд, ссылка заинтересованного лица на пункт 2 письма Федерального казначейства от 19.07.2006 N 42-7.1-15/5.1-298 "По исполнению судебных актов, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" судом отклоняется, поскольку данный пункт касается распределения полномочий исполнения государственными органами судебных актов.
Кроме того, само письмо не является нормативным актом, поскольку как следует из содержания указанного письма, данным документом Федеральное казначейство в ответ на вопросы своих территориальных органов довело до их сведения свою позицию по вопросам исполнению судебных актов, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 04.08.2008 года по делу N А03-6195/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6195/2008
Истец: ООО "Новоалтайская СПМК 1072"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю отделение по Тальменскому району
Третье лицо: Администрация Тальменского района Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5760/08