г. Томск |
Дело N 07АП-4284/08 |
11 августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.,
судей: Кулеш Т. А.,
Залевской Е. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А. П.,
при участии:
от заявителя: без участия
от административного органа: без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иверия - ломбард" с приложенными к ней документами,
поданную на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.06.2008г. (судья А.Н.Масалова)
по делу N А02-547/2008
по заявлению ограниченной ответственностью "Иверия - ломбард"
к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу
об оспаривании постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.06.2008г. отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Иверия - ломбард" (далее - ООО "Иверия - Ломбард", заявитель, общество, апеллянт, податель жалобы) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - административный орган, управление) N 04-02/08-84П от 05 мая 2008 г. о назначении административного наказания в виде наложения на ООО "Иверия - Ломбард" штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.06.2008г. по делу N А02-547/2008 и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие основания.
Апеллянт указывает, что имел на момент проведения проверки выявленные правонарушения, однако ООО "Иверия - ломбард" считает, что с учетом характера и обстоятельств, способствующих его совершению, позволяют, в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, признать совершенное административное правонарушение малозначительным и видит возможность освободить ООО "Иверия - ломбард" от административной ответственности.
Податель жалобы считает, что им были предприняты все меры, направленные на устранение и недопущение в дальнейшем требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что может быть принято в качестве смягчающего административную ответственность в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ. В проверяемом периоде ООО "Иверия - ломбард" не совершалось сделок на сумму свыше 600 тыс. руб. Ранее ООО "Иверия - ломбард" к административной ответственности по ст. 15.27. КоАП РФ не привлекалось.
В отзыве на апелляционную жалобу управление не соглашается с доводами апеллянта по изложенным в отзыве основаниям, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя и административного органа, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 28.04.2008г., определив в соответствии с частями 2, 3 ст. 156 АПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 24 марта 2008 года Прокурором города Горно-Алтайска вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ и передано для рассмотрения в МРУ Росфинмониторинга по СФО, которым установлено, что общество как организация, осуществляющая ломбардную деятельность, в нарушение статьи 5, пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 6, Положения о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 г. N 28 не согласовало с соответствующим надзорным органом правила внутреннего контроля, на учёте в Росфинмониторинге не состояло. Поэтому 05.05.2008г. управлением принято постановление N 04-02/08-84П, которым ООО "Иверия-Ломбард" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 500 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 50000 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001г. N 115-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) организации, осуществляющие деятельность ломбардов, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и несут права и обязанности, установленные статьей 7 указанного Федерального закона.
Согласно п. 2 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 года N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителем организации и представляются на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Однако, на момент проведения проверки прокуратурой г. Горно-Алтайска, в ООО "Иверия-ломбард" правила внутреннего контроля в установленном законодательством порядке не были согласованы с Росфинмониторингом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае отсутствия надзорных органов в сфере осуществляемой деятельности, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе. Порядок постановки организаций на учет установлен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 (далее по тексту - Положение).
Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
На момент проведения проверки ООО "Иверия-ломбард" на учёте в Росфинмониторинге не состояло.
Таким образом, ООО "Иверия-ломбард" не выполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, т.е. совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27. КоАП РФ.
05 мая 2008 года ООО "Иверия - ломбард" было привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 15.27. КоАП в виде минимального штрафа, так как при рассмотрении дела было принято во внимание направление на согласование разработанных правил внутреннего контроля, что явилось обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Также при вынесении постановления о назначении административного наказания было принято во внимание то обстоятельство, что ранее организация к административной ответственности по ст. 15.27. КоАП не привлекалась, что нашло отражение в постановлении.
В апелляционной жалобе общество указывает на возможность признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ООО "Иверия-ломбард" от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным доводом апеллянта по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Ст. 15.27. КоАП РФ за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, состав указанного правонарушения является формальным, не требующим наступление каких-либо вредных последствий, что подтверждается существующей судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N Ф04-8658/2006(29745-А45-43)).
Как верно указал суд первой инстанции, факты утверждения правил внутреннего контроля приказом общества от 20.12.2007, направления указанных документов 21.03.2008г. в Росфинмониторинг для согласования, и постановки на учет, т.е. до вынесения постановления о привлечении компании к административной ответственности, не освобождает заявителя от административной ответственности за нарушение вышеуказанного законодательства, поскольку нарушение срока утверждения правил внутреннего контроля образует оконченный состав административного правонарушения.
Такие обстоятельства, как добровольное устранение последствий правонарушения, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Оно в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания, а материалами дела подтверждается, что административным органом при принятии оспариваемого постановления были учтены все смягчающие вину обстоятельства и назначено наказание с учётом требований статьи 4.2 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральным законом установлена обязанность разработки и согласования правил внутреннего контроля и программ его реализации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, установлена обязанность предотвращения экономических преступлений и терроризма, которые представляют угрозу целостности государства и безопасности граждан, что не может считаться малозначительным.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Республики Алтай решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.06.2008г. по делу N А02-547/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано и в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-547/2008
Истец: ООО "Иверия-Ломбард"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2009 Определение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-547/08
18.11.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N 16149-А02-32
11.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4284/08
17.06.2008 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-547/08