г. Томск |
Дело N 07АП- 5041/08 |
11 сентября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции ФНС по Центральному району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 23 июня 2008 года по делу N А45-5097/2008-52/107 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению Инспекции ФНС по Центральному району г. Новосибирска
к обществу с ограниченной ответственностью "Спектр",
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица,
УСТАНОВИЛ
Инспекция ФНС по Центральному району г. Новосибирска (далее по тексту Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее по тексту ООО "Спектр", Общество) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2008г. в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- государственная регистрация ООО "Спектр" является незаконной, поскольку заявление и учредительные документы содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица; налоговые органы наделены полномочиями не только привлекать заявителей, указавших недостоверные сведения о юридическом лице в заявлении, подаваемом для государственной регистрации, но и применения более жесткие санкции, в том числе такие, как признание недействительной государственной регистрации произведенной на основании представленных заведомо ложных сведений; заведомо ложные сведения об адресе места нахождения организации и наличие таких сведений в ЕГРЮЛ затрагивают экономические интересы неопределенного круга лиц , нарушают публичные интересы в связи с невозможностью осуществления налогового контроля.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Спектр" зарегистрировано при создании путем слияния юридических лиц Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Новосибирска, при этом в заявлении, поданном для государственной регистрации юридического лица, а также в Уставе Общества указан адрес местонахождения: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5.
В ходе проведения контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами Инспекции, установлено, что Общество по указанному адресу не находится (акт обследования от 14.03.2008г.).
Указанные обстоятельства явились основанием для признания Инспекцией сведений, предоставленных Обществом при регистрации юридического лица, не соответствующими действительности, влекущими отмену регистрации Общества и обращения в арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требование о признании недействительной государственной регистрации юридического лица не может быть предъявлено к обществу; отсутствия оснований, предусмотренных ст.198 АПК РФ, для признания государственной регистрации недействительной; непредставления налоговым органом доказательств недостоверности адреса; отсутствия законных оснований для признания государственной регистрации вносимых изменений недействительной.
Право налогового органа на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительной государственной регистрации юридического лица регламентируется положением абзаца 3 пункта 11 ст. 7 действующего Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" от 21.03.1991 г. N 943-1 (с изменениями и дополнениями).
Кроме того, согласно ч.1 ст.53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст.4 ФЗ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п.1 ст.5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии со ст.12 ФЗ N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии; документ об уплате государственной пошлины.
При этом указанным заявлением подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; что сведения, содержащиеся в учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации полного пакета документов в соответствии со ст.17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу ст.1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В связи с чем, действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Иное толкование вышеизложенных норм права означало бы признание законодательного закрепления в ЕГРЮЛ любых, в том числе, ложных сведений, что входило бы в противоречие с требованиями о достоверности данных ЕГРЮЛ, изложенных в статье 12, пункте 1 статьи 14, статье 17 Закона N 129-ФЗ.
При этом обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, произведено с тем, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует проведению налогового контроля, и в этой части выводы суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для признания государственной регистрации вносимых изменений недействительной признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
В качестве доказательств недостоверности сведений, указанных Обществом в документах, поданных для государственной регистрации юридического лица, Инспекцией представлен акт обследования местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах, от 14.03.2008г., согласно которого установлено, что арендодатель помещения по адресу ул. Фрунзе, 5 ОАО "Сибгипрошахт" договор аренды с организацией ООО "Спектр" в период с 01.01.2006 года по настоящее время не заключался, указанная организация по данному адресу отсутствует.
Вместе с тем указание в акте осмотра на факт принадлежности помещений и нахождения по указанному адресу ОАО "Сибгипрошахт" не подтвержден ни одним документом (договоры, справки, свидетельства и пр.); заявителем в материалы дела в нарушение ч. 1 ст. 65, ч.5 ст. 200 АПК РФ не представлены доказательства проверки времени, с которого помещение по указанному адресу принадлежит иной организации; доказательства отсутствия в 2006 году по указанному адресу иных собственников помещения по указанному адресу, кроме ОАО "Сибгипрошахт", которые могли сдавать в аренду помещения; доказательства того, что главный бухгалтер является уполномоченным представителем ОАО "Сибгипрошахт", что свидетельствует о неподтверждении заявителем того, что на момент регистрации Общества его постоянно действующий единоличный орган, само Общество, его имущество не находились по адресу, указанному в заявлении о регистрации юридического лица.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции не привели к принятию по существу неправильного решения.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2008 года по делу N А45-5097/2008-52/107 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А.Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5097/2008-52/107
Истец: ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска
Ответчик: ООО "Спектр"
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5041/08