г. Томск |
Дело N 07АП-6961/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: С.Н. Хайкиной
Л.Ф. Чеклюевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным,
при участии:
от заявителя: без участия, надлежаще извещен,
от заинтересованного лица: без участия, надлежаще извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.09.2008 года по делу N А03-7780/2008-10 (судья Н.М. Дружинина)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Поспелихинском районе Алтайского края к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Поспелихинском районе Алтайского края (далее - заявитель, учреждение, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению по Поспелихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, отделение) о признании незаконными действий по возвращению постановления от 11.02.2008 г. N 21 о взыскании с ФГУ - Алтайской государственной зональной машиноиспытательной станции 25 398,62 рублей без исполнения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.09.2008 г. заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы отделение указывает на то, что решение суда не отвечает требованиям части 5 статьи 201 АПК РФ; что решение не содержит указания каким нормативным актам не соответствуют действия отделения; что предъявленное заявителем постановление N 21 от 11.02.2008 г. не может быть принято отделением на исполнение поскольку с 01.01.2007г. предусмотрен судебный порядок взыскания налога с организации, которой открыт лицевой счет в органах Федерального казначейства.
В своем отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами отделения.
В судебное заседание заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Суд в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Управление предъявило в отделение постановление N 21 от 11.02.2008г. для исполнения решения N 24 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - ФГУ Алтайская государственная зональная машиноиспытательная станция.
Письмом от 30.05.2008 г. N 02-52/354 отделение вернуло управлению поступившие в его адрес документы со ссылкой на часть 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Полагая действия отделения незаконными, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - 5000 рублей, в отношении юридических лиц - 50 000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.
Согласно данной статье решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что установленная статьей 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.
Закон N 167-ФЗ не содержит исключений в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правило о судебном порядке взыскания указанной задолженности. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решений территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного Кодекса РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного Кодекса РФ.
Отделением не оспаривается факт отсутствия у ФГУ Алтайская государственная зональная машиноиспытательная станция счетов, открытых в учреждении Банка России или в иной кредитной организации.
Лицевой счет ФГУ Алтайская государственная зональная машиноиспытательная станция открыт в Отделении Федерального казначейства, в связи с чем постановление N 21 от 11.02.2008 г. управления о взыскании недоимки по страховым взносам с организации-страхователя (бюджетного учреждения) при размере причитающейся к уплате суммы, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подлежал исполнению органом Федерального казначейства, в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного Кодекса РФ.
Таким образом, оснований для возврата без исполнения указанного постановления у отделения, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции положений статьи 239 Бюджетного Кодекса РФ арбитражным апелляционным судом отклоняются как необоснованные.
Из содержания статьей 1, 2 Бюджетного кодекса РФ следует, что его нормы применяются к бюджетным правоотношениям, то есть к отношениям, возникающим между субъектами бюджетных организаций в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отношениям, возникающим между субъектами бюджетных правоотношений в процессе становления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Применительно к предмету настоящего дела, спорные правоотношения сложились в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем подлежат регулированию специальными законодательными и нормативными правовыми актами и не затрагивают отношения по бюджетному (межбюджетному) регулированию.
Довод апелляционной жалобы о том, что предъявленное заявителем постановление N 21 от 11.02.2008 г. не может быть принято отделением на исполнение, судом апелляционной инстанции также отклоняется.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения органами Федерального казначейства исполнительных документов о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения.
Перечень исполнительных документов, которые являются основанием для принятия органами Федерального казначейства мер по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ ограничен частью 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнительным листом и судебным приказом, то есть исполнительными документами, выдаваемыми судами.
В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием выдачи исполнительного листа арбитражным судом является вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда. Принятие судебных актов арбитражным судам возможно только в ходе осуществления судопроизводства, в связи с рассмотрением конкретного дела.
Статьей 3 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 АПК РФ рассмотрение дел о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций отнесено к подведомственности арбитражных судов. Рассмотрение арбитражным судом указанных дел регламентировано главой 26 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ соответствующие органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций только в том случае, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В рассматриваемом случае внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам исключает возможность обращения территориального органа Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд и, соответственно вынесения судебного акта, а также выдачу на его основании исполнительного листа.
Следовательно, документом, на основании которого должно производиться принудительное взыскание является решение (постановление) территориального органа Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, постановление управления N 21 от 11.02.2008 г., принятое с соблюдением предоставленных ему Законом N 167-ФЗ полномочий, обладает по отношению к должнику, равно как и к иным субъектам правоотношений, обязательной юридической силой.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Отделение по Поспелихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.09.2008 года по делу N А03-7780/2008-10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения по Поспелихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано и в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Л.Ф. Чеклюева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7780/2008
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Поспелихинском районе Алтайского края
Ответчик: Отделение по Поспелихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства по Томской области
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8501/09
29.06.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8501/09
31.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N 3501-А03-32
10.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6961/08
24.09.2008 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-7780/08