г. Томск |
N 07АП-5870/08 |
27 октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Ждановой Л.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.
при участии:
Посоховой Т.А., доверенность от 04.08.2008 г.; Оноприенко Е.А., доверенность от 08.06.2007 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2008г.
по делу N А45-8963/2008-46/225 (судья Чернова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройМонтаж"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Новосибирской области
об оспаривании постановления от 04.06.2007г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
ООО "СтройМонтаж" обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Новосибирской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.06.2007г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2008г. требования ООО "СтройМонтаж" удовлетворены, признано незаконным и отменено постановления от 04.06.2007г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной миграционной службы по Новосибирской области обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по следующим основаниям:
- не выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела: документом, подтверждающим право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности является разрешение на работу; местом пребываня иностранных граждан и лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленным законом; ответственность ООО "СтройМонтаж" в лице директора Филончика А.П. за предоставление вагончиков иностранным гражданам на строительном объекте подтверждена в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представитель подателя апелляционной жалобы доводы жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям.
Представитель Общества возражал против доводов жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 13.05.2008г. сотрудниками УФМС России по Новосибирской области выявлен факт предоставления Обществом в лице директора Филончика А.П. в месте расположения строительного объекта по адресу: Новосибирская область, г.Бердск. ул.Пионерская, строительство которого осуществляет ООО "СтройМонтаж" , услуг по проживанию гражданам Таджикистана Нурманову Эртматчону Музафарчоновичу 28.12.1978 года рождения, Мачидову Екубчону Гуломчоновичу 29.04.1978 года рождения, гражданам Узбекистана Базарову Обиджону Имияминовичу 27.09.1981 года рождения, Насиридинову Туробидину Насибжоновичу 14.01.1983 года рождения, находящимся на территории Российской Федерации с нарушениями установленного порядка пребывания в Российской Федерации.
По факту нарушения был составлен протокол об административном правонарушении N 094475 от 02.06.2008г.
По результатам рассмотрения материалов административного дела УФМС России по Новосибирской области вынесено постановление от 04.06.2008г. о привлечении ООО "СтройМонтаж" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Согласно пункту 3 ст. 18.9 КоАП РФ предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, событие административного правонарушения не указано, как в протоколе, так и в постановлении о привлечении к административной ответственности, также не указано, в чем выражаются услуги по проживанию иностранным гражданам.
Из материалов дела также усматривается, что установленные на территории строительной площадки вагончики, не являются жилыми помещениями, предназначены не для проживания, а для отдыха рабочих во время обеденного перерыва и иных перерывов, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, по причине проведения работ на данном участке в трехсменном режиме, что подтверждается копией приказа N 2-п от 11.04.2008г.
Судом первой инстанции также правильно установлено, что лица, находящиеся в строительных вагончиках на момент проверки, не являются сотрудниками ООО "СтройМонтаж", не привлекались для проведения работ на строительной площадке Обществом.
Как следует из материалов дела, для выполнения подрядных работ были привлечены два иностранных гражданина Нурматов Э.М. и Домулоджонов М.М., которые выполняли работы на основе договора строительного подряда с возможностью привлечения третьих лиц для выполнения работ, но при этом, как правильно указал суд первой инстанции, указанным договором не предусматривалась возможность проживания подрядчиков на строительном объекте.
Из материалов дела также следует, что указанные лица имеют миграционные карты, позволяющие им осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, и имеют регистрацию по месту проживания.
Судом первой инстанции правомерно не принята ссылка административного органа на пояснения иностранных лиц, согласно которым они проживают в строительном вагончике с 01.05.2008г. по 13.05.2008г. и привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, как не подтверждающая факт совершения ООО "СтройМонтаж" административного правонарушения.
В соответствии со ст. ст. 20 и 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" от 18.07.2006г. N 109-ФЗ принимающая сторона, у которой иностранный гражданин проживает (находится) должна направить в соответствующий орган извещение установленного образца.
Согласно п. 2 ст. 20 указанного Федерального закона учету подлежат лица по месту пребывания:
1)постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
а) не имеющие места жительства;
б) находящиеся в гостинице или в иной организации, оказывающие гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, в детском оздоровительном лагере, больнице или ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;
в) осуществляющие трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;
г) находящиеся в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;
д) находящиеся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
Лица, указанные в оспариваемом постановлении, не отвечают критериям, перечисленным в названной норме, так как, они состояли на миграционном учете, что не отрицается административным органом.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" иностранное лицо подлежит учету по месту пребывания - месту жительства. Строительные вагончики не могут служить местом жительства, так как согласно ст. 21 Федерального закона, местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства N 47 от 28.01.2006. к жилым помещениям относится жилой дом, квартира, комната.
Как правильно указал суд первой инстанции, в указанный перечень жилых помещений не включены строительные вагончики. Соответственно, осуществлять учет граждан в строительных вагончиках невозможно. Данное имущество не имеет адреса, что является обязательным условием для проведения миграционного учета.
Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что к ООО "СтройМонтаж" не применимо правило, установленное в ст. 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" о том, что уведомление о прибытии в место пребывания отправляет принимающая сторона.
В данном случае Общество не является принимающей стороной, так как, находящихся в строительном вагончике иностранные граждане на момент проверки не являются работниками Общества, и Общество не несет за них ответственность.
В соответствии с ч. 1 статьи 26.1 КоАП РФ в процессе производства по административному делу и принятии решения в отношении привлечения лица к административной ответственности подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2. ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005г. N 122-0 указал, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентными органами законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных ст. 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействиях) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным органом не доказано наличия в действиях ООО "СтройМонтаж" административного правонарушения, не представлены доказательства не соблюдения Обществом правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, то есть отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о привлечения к административной ответственности и по основанию существенного нарушения УФМС России по Новосибирской области установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодеком является его руководитель или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25.5КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также должно быть вынесено мотивированное решение по делу.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в качестве защитника не был допущен юрист Общества Посохова Т.А., действующий на основании надлежаще оформленной доверенности.
Кроме того, из материалов дела следует, что при выяснении обстоятельств дела не учитывалось мнение лица, привлекаемого к административной ответственности, позиция которого была изложена в письменном виде и представлена в УФМС по Новосибирской области 04.06.2008г. до начала рассмотрения дела об административном правонарушении. Ответ на их пояснения был дан УФМС по Новосибирской области 17.06.2008г., то есть после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомится со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с нормами, установленными КоАП РФ.
Также из материалов дела усматривается, что протокол N 094475 и постановление о привлечении к административной ответственности составлены фактически в отношении должностного лица-руководителя ООО "СтройМонтаж" Филончика А.П., поскольку в данных процессуальных документах в сведениях о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указаны сведения о руководителе предприятия и отсутствуют сведения о самом юридическом лице.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.04.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, что указанные нарушения носят существенных характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны и возможности рассмотрения этих последствий при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суд РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" нарушения порядка привлечения к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями частью 6, частью 7 статьи 210 АПК РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод о неправомерности привлечения ООО "СтройМонтаж" к административной ответственности по ч. 3 статье 18.9 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 19 августа 2008 года по делу N А45-8963/2008-46/225 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8963/2008-46/225
Истец: ООО "СтройМонтаж"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы РФ по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5870/08