Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 22 марта 2006 г. N вн 2.2-1/892
по проекту федерального закона N 50830-4 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(повторно ко второму чтению)
Изучив по поручению Комитета проект указанного федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), дополнив пункт 3 статьи новым абзацем, согласно которому при достижении пенсионером возраста 80 лет перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости будет производиться со дня достижения пенсионером указанного возраста без подачи им соответствующего заявления. Однако внесение указанного абзаца требует изменения редакции этого пункта, поскольку в нем говорится о перерасчете размера базовой части трудовой пенсии только в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности. Кроме того, предлагаемое изменение повлечет осложнения в правоприменительной практике, поскольку полагаем, могут возникнуть ситуации обращения лиц, достигших возраста 80 лет, за перерасчетом базовой части трудовой пенсии по инвалидности, размер которой не ставится в зависимость от возраста получателя этой трудовой пенсии.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) деление пунктов в статье законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
В связи с изложенным, а также в целях сохранения структуры статьи 20 изменяемого Федерального закона текст законопроекта необходимо изложить следующим образом:
Внести в статью 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920) изменение, дополнив ее пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста.".
Законопроектом предлагается осуществлять перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет со дня достижения пенсионером указанного возраста, что отличается от сложившегося в правоприменительной практике порядка, согласно которому такой перерасчет производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости (см. пункт 29 Постановления Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб).
Предусмотренные изменения повлекут расходы, связанные с выплатой базовой части трудовой пенсии, финансирование которой в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" осуществляется за счет сумм единого социального налога, поступающих в федеральный бюджет.
В этой связи отмечаем необходимость согласования положений законопроекта со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой при принятии федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования расходов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Таких положений законопроект не содержит.
Следует также иметь в виду, что согласно статье 6 Федерального закона при внесении в Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовых пенсий) в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 83 БК РФ увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Замечаний лингвостилистического характера не имеется.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.