Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, не позволяющая в полной мере коренным малочисленным народам представлять свои интересы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Существовавшее ранее положение, закрепленное в статье 13 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", об установлении квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было признано утратившим силу.
Таким образом, на сегодняшний день в федеральном законодательстве отсутствует норма, гарантирующая малочисленным народам иметь своих представителей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подобная гарантия ранее реализовывалась посредством наличия в автономных округах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Процесс объединения автономных округов с иными субъектами Российской Федерации, а также отсутствие в федеральном законодательстве соответствующей нормы, может лишить малочисленных народов своих представителей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Объединение Эвенкийского автономного округа, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Красноярского края как раз и приводит к подобной ситуации, даже не смотря на то, что пункты 1 и 2 части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" устанавливает, что 22 депутата Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации избираются по одномандатным округам, а 4 депутата - по многомандатным.
Подобное распределение мандатов в Законодательном Собрании нового субъекта Российской Федерации означает, что при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации образуются одно- и многомандатные избирательные округа в рамках одной избирательной системы - мажоритарной.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2000 года N 4-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой" равное избирательное право заключается, прежде всего, в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Однако, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, использование описанной выше избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что требует также - при соблюдении пропорциональности представительства - наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов. При соблюдении этого условия одновременное проведение выборов по одно- и многомандатным избирательным округам не ведет к нарушению конституционного принципа равенства избирательных прав.
Иными словами, образование одно- и многомандатных избирательных округов при использовании мажоритарной избирательной системы на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не должно приводить к нарушению принципа народовластия, в частности равного представительства избирателей и их равенства при осуществлении избирательных прав в процессе формирования указанного органа власти.
Таким образом, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции Российской Федерации и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти (в соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации), но лишь в случае, если обеспечены равные условия для реализации гражданами избирательных прав и, следовательно, справедливое народное представительство.
Связывая выводы Конституционного Суда Российской Федерации, порядок распределения мандатов в Законодательном Собрании нового субъекта Российской Федерации первого созыва и сказанное выше по вопросу отсутствия в законодательстве Российской Федерации положения о квотировании мандатов в органе государственной власти субъекта Российской Федерации можно сделать следующий вывод.
Сам по себе порядок распределения мандатов, установленный в названном выше Федеральном конституционном законе, не входит в противоречие с Конституцией Российской Федерации и выводами Конституционного Суда Российской Федерации. Избиратели бывших автономных округов и бывшего края будут иметь равное количество голосов. Избиратели, проживающие на территории каждой административно-территориальной единицы с особым статусом, обладают одним голосом при выборах депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации, так как голосуют за каждого депутата, отдавая ему свой голос. Учет мнения избирателей не может быть полным, если при проведении выборов на территории каждой административной единицы с особым статусом избиратели будут голосовать за одного кандидата в депутаты, а мандат депутата получат двое кандидатов, набравшие простое большинство голосов избирателей. Поэтому избиратели должны иметь возможность высказаться именно за двух кандидатов, отдавая каждому свой голос.
Проблема видится еще и в другом. Подобный порядок проведения выборов устанавливается Федеральным конституционным законом только в Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации только первого созыва. По окончании формирования в 2007 году Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации территории каждой административно-территориальной единицы с особым статусом могут быть лишены своего "особого" представительства в органе государственной власти.
Исходя из этого, основываясь на статье 69 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации и пункте "м" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а также понимая всю важность поставленной проблемы, Законодательное Собрание (Суглан) Эвенкийского автономного округа вносит в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень актов
Федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.