Пояснительная записка
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона "О Центральном Банке России" рубль является российской национальной валютой и законным платежным средством на территории Российской Федерации. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц, а также денежных суррогатов не допускается.
Также по общему правилу не допускается использование иностранной валюты (условных единиц) в качестве средства платежа на территории Российской Федерации. Исключения составляют случаи, предусмотренные специальным законодательством, а также нормативными актами Центрального Банка России, издаваемыми им при осуществлении функции валютного регулирования.
В настоящее время наблюдается процесс стабилизации российской национальной валюты. В связи с ростом доверия граждан России к национальной валюте, вызванным укреплением рубля, представляется своевременным внести в действующее законодательство изменения, предусмотренные предлагаемым законопроектом.
Законопроект разработан с целью уточнить отдельные требования действующего законодательства и обеспечить их выполнение в современных экономических условиях.
В настоящее время сложилась практика предоставления информации о цене (стоимости) товаров, работ, услуг одновременно как в рублях, так и в иностранной валюте (долларах, евро), в условных единицах. Устанавливая цену в иностранной валюте (условных единицах), продавцы нередко определяют собственный курс соотношения иностранной валюты (условных единиц) к рублям. Подобная информация о цене товара (работы, услуги) вводит потребителя в заблуждение, что нарушает его права и законные интересы.
Данная проблема может быть решена статьями 2 и 4 настоящего законопроекта, которые вносят изменения в статьи 317 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О защите прав потребителей". Изменениями устанавливается правило, согласно которому в Российской Федерации цена товаров, работ и услуг в сделках, имеющих публичный характер, должна быть выражена только в рублях. Фактически это должно привести к запрету осуществлять информирование потребителей о стоимости товаров, работ, услуг, имущества в иностранной валюте и условных единицах.
Поскольку информирование о цене товара, работы, услуги может осуществляться через рекламные объявления, в том числе и в средствах массовой информации, то изменения необходимо внести также в Федеральные законы "О рекламе" и "О средствах массовой информации" (статьи 1 и 7 настоящего законопроекта).
Изменения, вносимые в статью 4 Федерального закона "О средствах массовой информации", устанавливают запрет на использование в средствах массовой информации, а также на сайтах средств массовой информации в части сети "Интернет", находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, информации о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженной в иностранной валюте (условных единицах).
Статьями 3 и 6 настоящего законопроекта устанавливаются требования к публичным выступлениям (в том числе и в средствах массовой информации) членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также государственных гражданских служащих упоминать сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженные только в рублях.
Соблюдение установленных запретов обеспечивается введением в ряде случаев административной ответственности за их нарушение. Статьей 5 законопроекта предусматривается дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми статьями.
Так статьей 13.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение требований законодательства к публичным выступлениям" установлена ответственность лиц, для публичных выступлений (в том числе и в средствах массовой информации) которых установлены ограничения и запреты, за несоблюдение ими запрета в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, выражать в иностранной валюте (условных единицах) информацию о стоимости товаров, работ, услуг# имущества, о суммах сделок, о денежных показателях бюджетов всех уровней в Российской Федерации, заимствований, государственного и муниципального долга.
Ответственность физических и юридических лиц за указание информации о цене товара (работы, услуги) в иностранной валюте (условных единицах) установлена статьей 14.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Статья 14.7. Нарушение требований законодательства о выражении цены товаров, работ и услуг в рублях".
Законопроектом предлагается также изложить статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в новой редакции, установив ответственность за нарушение запрета распространять информацию о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге в иностранной валюте (условных единицах).
В качестве вида наказания по всем перечисленным составам правонарушений устанавливается административный штраф.
Статьей 8 законопроекта предусматривается норма о вступлении принятого закона в силу по истечении 30 дней со дня его опубликования.
Принятие закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" потребует внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в частности, в главу 13.1.
Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, поэтому заключения Правительства Российской Федерации по нему не требуется.
Законопроект внесен как по вопросам, являющимся предметами исключительного ведения Российской Федерации (пп. "в", "о", "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации), так и по вопросам, являющимся предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием данного закона потребуется внести изменения в главу 13.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Депутаты |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.