Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 22 мая 2006 г.
на проект федерального закона N 291027-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу обозначения цены товаров, работы и услуг)
Досье на проект федерального закона
Названным проектом федерального закона предполагается внести в Федеральный закон "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О защите прав потребителей", Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации," Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон "О рекламе" и часть первую Гражданского кодекса РФ взаимосвязанные изменения, в целом направленные на недопущение предоставления информации о цене (стоимости) товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджета, о государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге одновременно как в национальной, так и в иностранной валюте (условных единицах) либо только в иностранной валюте (условных единицах). Одновременно предполагается установление административной ответственности за соответствующие нарушения в связи с предоставлением указанной информации в печатных изданиях, сетях общего пользования, в том числе, при рекламе, а также за публичные выступления членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и государственных гражданских служащих.
Предлагаемые изменения в вышеназванные законодательные акты вызваны частыми случаями произвольного перехода участниками товарно-денежных отношений с одной валюты на другую путем использования иных значений применяемых при пересчете условных денежных единиц либо иностранной валюты, что безусловно нарушает права потребителей на получение достоверной информации о цене (стоимости) товаров, работ и услуг. Поэтому, по мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения направленные на установление, по-существу, запрета, как на информирование потребителей, так и соответственно на осуществление с ними расчетов, с использованием указанного пересчета, заслуживает внимания и поддержки. Одновременно, устранение различного рода пересчетов цен (стоимости) безусловно будет способствовать стабильности национальной валюты и повышению к ней доверия со стороны потребителей товаров, работ и услуг.
Вместе с тем, по мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения, направленные на установление "полного" запрета на использование в СМИ, сетях общего пользования любой информации о товарах, работах и услугах, содержащей сведения, выраженные в иностранной валюте не позволит достичь поставленной законопроектом цели. К примеру, российские потребители будут лишены возможности получения информации о цене (стоимости) совершаемых на мировых торговых площадках сделок с различными видами товаров. Так, СМИ, сети общего пользования будут вынуждены для доведения до российских граждан информации о совершаемых в иностранной валюте на мировых торговых площадках сделках, осуществлять по своему усмотрению пересчет в национальную валюту, что в свою очередь не будет способствовать ее достоверности и информативности. Учитывая же, что согласно статье 2 Федерального закона "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц любые печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а предлагаемые изменения предусматривают запрет на любую информацию об имуществе, выраженную в иностранной валюте, может возникнуть ситуация, при которой банки не смогут информировать граждан о соотношении курса национальной валюты (имущества) с валютой иностранных государств.
Также не определено с учетом каких критериев члены Совета Федерации и государственные гражданские служащие будут осуществлять пересчет в своих публичных выступлениях при доведении информации, содержащую сведения о стоимости на внешних рынках товаров, работ и услуг, имущества, о стоимости сделок, о государственных внешних заимствованиях.
При этом, согласно законопроекту указанный запрет касается не всех государственных служащих, а только государственных гражданских служащих, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Одновременно следует обратить внимание, что публичные выступления, указанной категории лиц, в которых может содержаться вышеназванная информация, как правило не затрагивают и не нарушают права и законные интересы потребителей, поскольку такие выступления не связаны с последующим совершением сделок и соответственно необходимостью пересчета курса валют.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Гребенниковым, А.В. Бурениным, В.В. Гальченко, Н.Н. Гончаром, В.И. Гришиным, В.С. Груздевым, М.В. Емельяновым, В.С. Катренко, В.Я. Комиссаровым, А.В. Островским, И.Н. Харченко, А.Н. Хайруллиным проект федерального закона N 291027-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", с учетом его последующей доработки во втором чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.