Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 18 мая 2006 г.
на проект федерального закона N 291027-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу обозначения цены товаров, работ и услуг), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Гребенниковым, А.В. Бурениным, В.В. Гальченко, Н.Н. Гончаром, В.И. Гришиным, В.С. Груздевым, М.В. Емельяновым, В.С. Катренко, В.Я. Комиссаровым, А.В. Островским, И.Н. Харченко и А.Н. Хайруллиным
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона. Законопроект предусматривает установление обязанности указывать сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге только в валюте Российской Федерации - рублях, установление запрета на выражение указанных сведений в иностранной валюте и условных единицах, а также установление ответственности за невыполнение указанной обязанности и нарушение запрета.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, разработчики исходили из того, что в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона "О Центральном Банке России" российской национальной валютой и законным платежным средством на территории Российской Федерации является рубль. На территории Российской Федерации не допускается введение других денежных единиц, а также денежных суррогатов. Не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, также использование иностранной валюты (условных единиц) в качестве средства платежа на территории Российской Федерации. Принятие законопроекта способствовало бы более последовательной реализации рассмотренных норм.
Не менее важной задачей законопроекта, по мнению его разработчиков, является защита прав потребителей, поскольку, устанавливая цену в иностранной валюте (условных единицах), продавцы нередко определяют собственный курс соотношения иностранной валюты (условных единиц) к рублям, что может ввести потребителя в заблуждение.
Представляется, что приведенные доводы в достаточной степени обосновывают концептуальную необходимость рассматриваемого проекта федерального закона.
В то же время, по содержанию конкретных норм законопроекта имеются замечания.
Так, необоснованным и неоправданным требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации представляется предусмотренный статьей 1 законопроекта запрет на использование в средствах массовой информации и в российском сегменте сети Интернет "информации, содержащей сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженной в иностранной валюте, условных единицах".
Вызывает возражение также предложение о включении рассматриваемой нормы в статью 4 Федерального закона "О средствах массовой информации" (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации). Действующая редакция указанной статьи запрещает, в частности, использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Использование информации о стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте, явно не соответствует характеру, правовой природе и степени общественной опасности перечисленных деяний.
Нуждаются в доработке статьи 3 и 6 законопроекта, устанавливающие обязанность депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, а также государственных служащих выражать в своих публичных выступлениях сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, только в рублях. Представляется, что такая обязанность не должна распространяться на случаи использования информации, относящейся к иностранным товарам, работам и услугам, к товарам, работам и услугам цена которых может быть выражена в иностранной валюте в соответствии с действующим законодательством, а также на информацию о внешнем государственном долге Российской Федерации.
Предлагаемое дополнение в пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 4 законопроекта) нуждается в дополнительном обсуждении с учетом положений §2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вызывает возражения статья 5 законопроекта, предусматривающая внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, предлагаемые изменения в статью 13.15 требуют обсуждения по мотивам, высказанным в отношении статьи 1 законопроекта. Правонарушение, предусмотренное предлагаемой статьей 13.25, по своей правовой природе в большей степени соответствует дисциплинарному проступку. Вызывает сомнение также предложение о наделении правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.25, должностных лиц органов внутренних дел (милиции).
Нуждается в доработке статья 7 законопроекта, предусматривающая внесение изменений в статью 5 Федерального закона от 22 февраля 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе". Представляется, что наряду с информацией о цене товара или иного объекта рекламирования в рублях должна быть выражена также содержащаяся в рекламных сообщениях информация о размерах тарифов, скидок, взносов и платежей, а также об иных расходах и имеющих денежное выражение выгодах, связанных с товаром или иным объектом рекламирования.
Недостаточным представляется предусмотренный статьей 8 законопроекта срок вступления в силу (по истечении 30 дней со дня его опубликования), поскольку исполнение требований статей 2, 4 и 7 законопроекта может потребовать от хозяйствующих субъектов существенных временных затрат, обусловленных необходимостью существенной реорганизации их предпринимательской деятельности.
Текст законопроекта нуждается в тщательной редакционной и юридико-технической доработке.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает необходимым устранение отмеченных недостатков при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Утверждено на заседании Комитета 18 мая 2006 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.