Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 22 мая 2006 г. N вн. 2.2-1/1677
по проекту федерального закона N 291027-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Гребенниковым, А.В. Бурениным, В.В. Гальченко, Н.Н. Гончаром и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изменения, предлагаемые законопроектом, связаны с установлением запрета на "выражение" в иностранной валюте (условных единицах) информации (сведений) о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге.
Полагаем, что ограничения, устанавливаемые законопроектом, в ряде случаев не могут быть выполнены, так как законодательством Российской Федерации (в том числе, бюджетным, налоговым, гражданским, банковским, валютным, таможенным) закреплена объективная необходимость использования отдельных показателей, выраженных в иностранной валюте. Так, например, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внешний долг представляет собой обязательства, возникающие в иностранной валюте. Статьей 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы утверждения государственных гарантий Российской Федерации также регулируются в иностранной валюте.
Законопроектом данные и многие другие положения федеральных законов не затрагиваются, при этом возможность их изменения вызывает сомнения, поскольку при пересчете показателей, выражаемых в настоящее время в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации возникнут проблемы, связанные, в том числе, с постоянными изменениями официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, что может потребовать ежедневной корректировки соответствующих показателей. Также возникает вопрос с указанием соответствующих сведений, выраженных в иностранной валюте, содержащихся в международных договорах Российской Федерации (например, в отношении уплаты взносов в международные организации, осуществления расчетов в рамках интеграционных объединений, а также при участии Российской Федерации в международных договорах как субъекта гражданского оборота).
В связи с вышеизложенным, считаем необходимым предусмотреть в законопроекте исключения для вновь устанавливаемого ограничения в случаях использования в федеральных законах обозначений иностранной валюты.
Законопроект, устанавливая соответствующий запрет или обязанность, не уточняет, в отношении каких именно товаров, работ, услуг, имущества и сделок идет речь. Таким образом, в сферу регулирования новых норм могут попасть, среди прочего, и те сделки, товары, работы, услуги, имущество, к которым не имеют отношения Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, российские юридические лица и граждане.
Также имеется ряд замечаний по отдельным положениям законопроекта.
Статья 1 законопроекта включает соответствующий запрет в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", предметом регулирования которой является запрет на злоупотребления свободой массовой информации, в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную тайну, других серьезных правонарушений. Учитывая самостоятельность предмета регулирования нового положения, предлагаемого законопроектом, считаем целесообразным не вносить его в статью 4, а выделить в отдельную статью (например, 41).
Статьей 4 (пункт 1) проекта предлагается дополнить первое предложение пункта 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации словами ", за исключением случаев установленных пунктом 2.1 статьи 426 настоящего Кодекса". В этой связи следует иметь в виду, что новый пункт 2.1 статьи 426 Кодекса (см. пункт 2 статьи 4 проекта) не предусматривает каких-либо случаев, а содержит императивную норму.
В законопроекте (см. статьи 1, 3, 5, 6) используется терминология "товары, работы, услуги, имущество". В этой связи необходимо иметь в виду, что понятие "имущество" является общим и включает в себя, в том числе, и товары (см. статью 128, абзацы 3 и 4 статьи 316 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законопроектом (статьи 3 и 6) устанавливаются требования к публичным выступлениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также государственных служащих при упоминании сведений о стоимости товаров, работ, услуг, имущества и т.д. При этом, никаких подобных требований к публичным выступлениям иных представителей государственной власти (например, Президента Российской Федерации), представителей государственных органов, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей органов местного самоуправления ни в законопроектах, ни в федеральном законодательстве в настоящее время не содержится.
Положения статьи 5 проекта (пункты 1 - 5), вносящей изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), нуждаются в согласовании как между собой, так и с действующими положениями КоАП РФ.
Проектом (пункт 3 статьи 5) предлагается дополнить главу 14 КоАП РФ новой статьей 14.7.1, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований законодательства (видимо, Российской Федерации) о выражении цены товаров, работ и услуг в рублях. Однако, в проекте не определено, к подведомственности каких органов будет отнесено рассмотрение дел данной категории.
Наряду с этим, предлагаемое указание на статью 13.25 (пункт 5 статьи 5 проекта) только в пункте 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ вызывает сомнение, поскольку в аналогичной ситуации составление протокола об административном правонарушении по схожему по своему характеру правонарушению по статье 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации) возложено не только на должностных лиц органов внутренних дел (милиции), но также и на должностных лиц других органов, то есть должностных лиц органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и должностных лиц органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (пункты 58 и 60 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
Обращает внимание также необходимость согласования предлагаемых положений КоАП РФ с проектными положениями базовых законов в части терминологии (см., например, статьи 1 и 3 проекта).
Кроме этого, в предлагаемой новой статье 13.25 КоАП РФ (пункт 2 статьи 5 проекта) следует говорить не о "российской национальной валюте (рублях)", а о "валюте Российской Федерации".
Полагаем, что дополняемая часть 1.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 6 законопроекта), не является предметом указанной статьи, поскольку предметом регулирования данной статьи являются запреты, связанные с гражданской службой. В этой связи полагали бы необходимым уточнить редакцию дополняемой части 1.1 либо дополнить указанный Федеральный закон новой статьей 17.1.
Отсутствует в целом единообразие в использовании терминологии в законопроекте. Так, например, в одних случаях вводится запрет использовать информацию, содержащую сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества и т.п., выраженную в иностранной валюте, условных единицах, а в других случаях - устанавливается обязанность выражать такие сведения только в рублях.
Законопроект также нуждается в доработке юридико-технического характера. Замечания переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.