Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 мая 2006 г.
на проект федерального закона N 289368-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Климовым А.А., Аршба О.И., Безбородовым Н.М., Виноградовым Б.А., Кондратенко Н.И., Мединским В.Р., Островским А.В., Сапожниковым Н.И., Гребенниковым В.В., Рыжковым В.А.
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 289368-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Климовым А.А., Аршба О.И., Безбородовым Н.М., Виноградовым Б.А., Кондратенко Н.И., Мединским В.Р., Островским А.В., Сапожниковым Н.И., Гребенниковым В.В., Рыжковым В.А.
В соответствии с данным законопроектом предлагается установить в отношении лиц, имеющих (или приобретающих) помимо гражданства Российской Федерации гражданство иного государства, запрет на замещение ими должностей депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также должностей депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в Федеральный закон от 6 декабря 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Кроме того, в связи с предлагаемым установлением запрета на замещение лицами с двойным гражданством выборных должностей в Федеральном Собрании и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации законопроектом также предусматривается изменение требований к кандидатам на указанные должности во время проведения соответствующих избирательных кампаний: одним из требований к кандидатам устанавливается наличие у них только одного гражданства Российской Федерации. Для этого рассматриваемым законопроектом предложены изменения в несколько актов избирательного законодательства: в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральный закон от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассматриваемый проект федерального закона N 289368-4 соответствует Конституции Российской Федерации и действующим законодательным актам Российской Федерации, а также международным договорам нашей страны.
Так, в соответствии со статьей 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, отдельные права граждан могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя и в некоторых других случаях, а согласно статье 6 (ч. 1) Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Таким образом, и Конституция Российской Федерации, и федеральное законодательство допускают возможность установления обоснованных ограничений отдельных прав граждан на основе федерального закона, - что и предлагается сделать в рамках рассматриваемого законопроекта.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что действующей редакцией статьи 4 (пункт 1, подпункт "г") Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" уже предусмотрено, что полномочия члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подлежат досрочному прекращению в случаях утраты названными выборными должностными лицами гражданства Российской Федерации либо приобретения ими гражданства иностранного государства. В связи с этим предложенное в статье 1 законопроекта дополнение указанной статьи нормой, конкретизирующей одну из возможных ситуаций, возникающих в случае приобретения членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы гражданства иностранного государства - без одновременной утраты российского гражданства, - по мнению Комитета, представляется несколько избыточным правовым регулированием. При этом, даже если осуществление указанного дополнительного уточнения статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" будет признано необходимым, с учетом критериев и требований законодательной техники Комитет полагает, что введение данного уточнения целесообразно в рамках именно подпункта "г" пункта 1 обозначенной статьи 4, а не посредством дополнения указанного пункта новым подпунктом "з.1" аналогичного содержания. В остальном нормы рассматриваемого законопроекта являются несомненными правовыми новациями, которые направлены на установление мотивированных дополнительных требований к выборным должностным лицам высших законодательных и представительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - в части законодательной фиксации обязательности наличия у таких лиц только одного, российского гражданства.
Законопроект N 289368-4 является актуальным и обоснованным, и в целом не только будет способствовать установлению более четких и правильных критериев в сфере регулирования важнейших отношений конституционно-правового характера и отношений в сфере избирательного законодательства, касающихся правового статуса выборных должностных лиц, но и направлен на формирование дополнительных правовых механизмов, обеспечивающих защиту национальных интересов Российской Федерации при осуществлении депутатской деятельности на всех государственных уровнях.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 289368-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Климовым А.А., Аршба О.И., Безбородовым Н.М., Виноградовым Б.А., Кондратенко Н.И., Мединским В.Р., Островским А.В., Сапожниковым Н.И., Гребенниковым В.В., Рыжковым В.А.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "22" мая 2006 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.