Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 17 августа 2009 г. N 07АП-5701/09
г. Томск |
Дело N 07АП - 5701/09 |
17.08.2009 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 17.08.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17.08.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е. А.,
судей: Кулеш Т.А., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Музыкантовой М.Х.,
при участии представителей:
от заявителя Мэрии города Новосибирска - Бердников Д.В. по доверенности от 18.12.2008 года,
от заинтересованного лица Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области - без участия,
от заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области - без участия,
от третьего лица Открытого акционерного общества "Новосибирскэнерго" - Плотникова И.В. по доверенности от 25.05.2009 года,
от третьего лица Закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2009 года по делу N А45-2102/2009 по заявлению Мэрии города Новосибирска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Новосибирской области, Открытому акционерному обществу "Новосибирскэнерго" о признании недействительными распоряжения N 284-р от 03.03.2004 года и распоряжения N 1594-р от 03.07.2003 года,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия города Новосибирска (далее по тексту - Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Департаменту имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области (далее по тексту - Департамент), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области ( далее по тексту -Территориальное управление)
-о признании недействительным распоряжения об утверждении перечня объектов недвижимости, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго" от 03.07.2003 года N 1594-р в части включения в уставный капитал здания (РП 470, ТП 470А), площадью 78,2 кв.м., расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фадеева, 87,
-о признании недействительным распоряжения N 284-р от 03.03.2004 года Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области о внесении изменений в перечень объектов, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго" по филиалу Городские электрические сети, в части включения в уставный капитал здания (РП 470, ТП 470А), площадью 78,2 кв.м., расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фадеева, 87.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскэнерго") и Закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - ЗАО "РЭС").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2009 года в удовлетворении требований Мэрии отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что суд ошибочно принял во внимание доводы ответчика, который утверждает, что спорный объект находился в его владении и пользовании с 1985 года, и в подтверждении этого представил инвентарную карточку учета объекта основных средств N 113989 с датой ее составления 01.10.85 года. Между тем, достоверно определить данный объект из этой карточки не представляется возможным, поскольку одним из индивидуализирующих признаков объекта недвижимости является его адрес, а в данном документе он отсутствует. Кроме того, дата составления вышеуказанной карточки указана дата 01.10.85 года, но форма данного документа утверждена 21.01.2003 года, о чем свидетельствует ссылка в верхнем правом углу на постановление Госкомстата России.
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
ЗАО "РЭС" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод, что спорное здание уже было включено по состоянию на 01.02.1992 года в уставный капитал ОАО "Новосибирскэнерго".
Судом первой инстанции верно установлено, что утверждение заявителя о соблюдении им трехмесячного срока на обращение с заявлением опровергается материалами дела.
Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.
ОАО "Новосибирскэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что доказательств отнесения спорного имущества к муниципальной собственности на момент приватизации заявитель не представил.
Судом первой инстанции верно установлено, что утверждение заявителя о соблюдении им трехмесячного срока на обращение с заявлением опровергается материалами дела.
Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.
Департамент и территориальное управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представители Мэрии и ОАО "Новосибирскэнерго" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Представители Департамента, Территориального управления и ЗАО "РЭС", надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд счёл возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, 14.01.1993 года Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Новосибирской области утвержден План приватизации ПОЭиЭ "Новосибирскэнерго".
25.04.2002 года Министерством имущественных отношений Российской Федерации было издано Распоряжение N 1061-р "О подтверждении права собственности ОАО "Новосибирскэнерго" на недвижимое имущество Новосибирского Производственного объединения энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго".
Согласно указанному распоряжению в целях проведения в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" работы по подтверждению права собственности на недвижимое имущество ОАО "Новосибирскэнерго", включенное в план приватизации ПОЭиЭ "Новосибирскэнерго", Департаменту имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области поручается создать комиссию с участием представителей ОАО "Новосибирскэнерго" для подтверждения перечня объектов недвижимости по состоянию на 01 июля 1992 года, учтенного при расчете уставного капитала ОАО "Новосибирскэнерго", а также после завершения работы комиссии утвердить являющийся неотъемлемой частью плана приватизации указанного объединения перечень объектов недвижимости, находящихся в собственности ОАО "Новосибирскэнерго" и учтенных при расчете уставного капитала общества.
03.07.2003 года Департаментом было вынесено распоряжение N 1594-р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго".
В связи с техническими ошибками, допущенными при подготовке перечней объектов, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго", Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области вынесено распоряжение N 284-р от 03.03.2004 года "О внесении изменений в перечень объектов, учтенных в уставе ОАО "Новосибирскэнерго" по филиалу Городские электрические сети", в соответствии с которым подверглись корректировке сведения о местонахождении объектов недвижимости, включенных в уставный капитал ОАО "Новосибирскэнерго".
Считая распоряжения от 03.07.2003 года N 1594-р (в части включения в уставный капитал здания (РП 470, ТП 470А), площадью 78,2 кв.м., расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фадеева, 87) и распоряжения N 284-р от 03.03.2004 года (в части включения в уставный капитал здания (РП 470, ТП 470А), площадью 78,2 кв.м., расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фадеева, 87) незаконными, Мэрия оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, исходил из того, что целью издания распоряжения Департамента от 03.07.2003 года N 1594-р явилось не внесение изменений либо дополнений в план приватизации, а лишь подтверждение перечня объектов недвижимости по состоянию на 01.07.1992 года, уже учтенного при расчете уставного капитала ОАО "Новосибирскэнерго" для проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество последнего.
Распоряжение Территориального управления N 284-р от 03.03.2004 года "О внесении изменений в перечень объектов, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго" по филиалу Городские электрические сети было издано в связи с техническими ошибками, допущенными при подготовке перечней объектов, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго", Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области является органом, которому были переданы полномочия в сфере приватизации федерального имущества.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
Согласно пункту 5 Указа Президента РФ от 01.07.1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" Государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным объединениям органами государственного управления, может быть внесено в уставный капитал соответствующими комитетами по управлению имуществом при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа. Порядок внесения имущественных вкладов государственными предприятиями и комитетами по управлению имуществом в товарищества и акционерные общества, создаваемые в порядке преобразования объединений, определяется Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 года N 721, установлено, что величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66 (за исключением пунктов 1.3, 2.4, 3.1.1, 3.4.1, первого и шестого абзацев пункта 5.1, пунктов 5.2, 5.3, 5.4, 5.5) по состоянию на 1 июля 1992 года.
Данными пунктами Временных методических указаний предусмотрено проведение инвентаризации подлежащих приватизации объектов и составление акта оценки имущества по форме, предусмотренной Приложением 1 к Временным методическим указаниям, с отражением результатов инвентаризации и оценки объекта, в том числе года ввода его в эксплуатацию, балансовой и остаточной стоимости приватизируемых объектов.
В соответствии с пунктом 1.3 Временных методических указаний, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 года N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", величина уставного капитала акционерного общества определяется на основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества; акты оценки имущества предприятия подписываются комиссией по приватизации и являются приложением к плану приватизации.
Из материалов дела следует, что в пункте 1 Приложения N 1 (Акт стоимости здания и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года) являющегося неотъемлемой частью плана приватизации, указана общая стоимость зданий, принадлежащих Горсети (городские электрические сети), включенных в план приватизации Новосибирского Производственного объединения энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго", что свидетельствует о том, что величина уставного капитала ОАО "Новосибирскэнерго" определена с учетом стоимости основных средств, состоящих на балансе Горсети (городские электрические сети).
Согласно пункту 1,1 Приложения к письму министерства финансов СССР от 30.12.1982 года N 179 инвентаризации подлежат также товарно-материальные ценности, не принадлежащие объединению, предприятию или организации, как числящиеся в учёте (на ответственном хранении, в арендном пользовании, полученные для переработки), так и не учтённые по каким-либо причинам. На каждый объект основных средств в целях учёта составляется инвентарная карточка.
План приватизации государственного предприятия Производственное объединение энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" утверждён в установленном 06.04.1993 года.
Акт стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.21992 года представляет собой Приложение N 1 к указанному плану и является его неотъемлемой частью.
В пункте 1 Приложения N 1, указана общая стоимость зданий, принадлежащих Горсети (Городские электрические сети), включённых в план приватизации Новосибирского Производственного объединения энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго".
Таким образом, величина уставного капитала приватизируемого предприятия определена с учётом стоимости основанных средств, состоящих на балансе Горсети (городские электрические сети).
В материалах дела имеется инвентарная карточка учета объекта основных средств, дата составления которой 01.10.1985 года, подтверждающая, что с момента ввода в эксплуатацию здания РП 470 ТП-470А и до передачи в уставный капитал ЗАО "РЭС" оно находилось в ведении (на балансе) приватизируемого предприятия, а затем ОАО "Новосибирскэнерго" - филиал "Городские электрические сети". Инвентарная карточка содержит также сведения о спорном объекте на дату принятия к бухгалтерскому и налоговому учету (о первоначальной стоимости на 1985 года, сумму начисленной амортизации), в разделе 3 имеются сведения о переоценке на 01.07.1992 года, 01.01.1996 года, 01.01.2003 года,что опровергает доводы Департамента о нахождении данного имущества на балансе третьих лиц (АООТ "Новосибирский завод химконцентратов" в последующем у ПТУ-62).
Это обстоятельство указывает на включение здания РП 470 ТП-470А в план приватизации Новосибирского Производственного объединения энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" и учета его стоимости в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго".
Суд апелляционной инстанции не принимает доводов апелляционной жалобы о недопустимости данной карточки как доказательства по делу в связи с её содержанием, свидетельствующим о составлении карточки не ранее 2003 года. Из содержания данной карточки следует, что она восстановлена, так как в неё указаны данные о результатах переоценки на 01.07.1992 года, 01.01.1996 года.
Оспариваемые ненормативные акты изданы в целях конкретизации пообъектного состава приватизируемого имущества в связи с техническими ошибками, допущенными при подготовке перечней объектов, учтённых в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго".
Доказательств отнесения спорного имущества к муниципальной собственности на момент приватизации Мэрией не представлено.
В ходе судебного разбирательства Мэрия ссылалась на акт о безвозмездной передаче с баланса АООТ "Новосибирский завод химконцентратов" на баланс ПТУ-62 зданий, сооружений, передаточных устройств отрасли просвещений в действующих ценах, расположенных по адресу: ул. Фадеева, 87, утвержденный 03.11.1995 года Комитетом по управлению госимуществом.
Также в материалах дела имеется Постановление Мэрии г. Новосибирска от 06.02.2002 года о принятии в муниципальную собственность от государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 62" на основании его ходатайства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что указанные документы достоверно не свидетельствуют о факте отнесения спорного строения к числу объектов муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции на основании того, что содержание приведённых документов свидетельствует о том, что они составлены по состоянию после 01.07.1992 года, то есть уже после утверждения плана приватизации государственного предприятия Производственное объединение энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго".
Вместе с тем, оспариваемые акты, как уже указывалось ранее, изданы в связи с техническими ошибками, допущенными при подготовке перечней объектов, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго".
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых распоряжений недействительными необходимо наличие одновременно двух условий:
- оспариваемые решения и действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемые решения и действия нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доказательств, свидетельствующих о незаконности распоряжений, а также доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности данными распоряжениями, либо незаконного возложения на Мэрию каких-либо обязанностей, создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о пропуске Мэрией г. Новосибирска срока для обращения в арбитражный суд, уставленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу указанной нормы заявление об оспаривании ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Материалами дела подтверждено, что письмом ЗАО "РЭС" от 14.02.2007 года N РэлС-04/701, направленным в адрес Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска и полученном 16.03.2007 года сообщалось о государственной регистрации права собственности ЗАО "РЭС" на здание (РП 470, ТП 470А) по ул. Фадеева, 87. К письму была приложена копия свидетельства о праве собственности на указанное здание.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество м сделок с ним" руководители органов местного самоуправления относятся к исключительной категории лиц, обладающих правом получения сведений о содержании правоустанавливающих документов.
Мэрия г. Новосибирска обязана как участник гражданских правоотношений в силу пункта 3 статьи 10 Гражданского кодекса российской Федерации действовать разумно и добросовестно.
В рассматриваемом случае, поскольку закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, получив указанное сообщение, в случае добросовестного и разумного поведения Мэрия г. Новосибирска имела реальную возможность установить факт издания оспариваемых актов ещё в 2007 году, однако не сделала этого.
Заявление об оспаривании ненормативных актов подано в арбитражный суд 23.01.2009 года.
При таких обстоятельствах уважительность причин пропуска срока подачи заявления Мэрией г. Новосибирска не доказана, суд первой инстанции правильно указал, что оснований считать срок обращения непропущенным нет. Ходатайства о восстановлении такого срока Мэрией г. Новосибирска не заявлялось.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводов апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно указал на пропуск срока обращения в суд, поскольку ни в письме ЗАО "РЭС" от 14.02.2007 года N РэлС-04/701, ни в свидетельстве о праве собственности на спорное здание не указано на существование оспариваемых ненормативных правовых актов. Как уже указывалось ранее, в Мэрия г. Новосибирска при проявлении должной заботы о защите своих права, должна была узнать о нарушении своего законного права или интереса непосредственно после получения информации о регистрации права собственности на спорный объект другим лицом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269 (часть 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2009г. по делу N А45-2102/2009 по заявлению Мэрии города Новосибирска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Новосибирской области, Открытому акционерному обществу "Новосибирскэнерго" о признании недействительными распоряжения N 284-р от 03.03.2004г. и распоряжения N 1594-р от 03.07.2003г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2102/2009
Истец: Мэрия г. Новосибирска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, ОАО "Новосибирскэнерго", Департамент имущественных и земельных отношений администрации НСО
Третье лицо: ЗАО "РЭС"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5701/09