Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по конституционному законодательству и государственному строительству от 25 апреля 2006 г.
"На проект федерального закона N 261588-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики"
Законопроектом предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд новых составов правонарушений, устанавливающих ответственность за разжигание религиозной розни в целях профилактики религиозного экстремизма и противодействия другим противоправным явлениям, связанным с экстремистской деятельностью религиозных организаций и отдельных религиозных деятелей, предусмотренным частью первой статьи 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
В статье 1 указанного Федерального закона дается раскрытие понятия "экстремистская деятельность". В части религиозных мотивов экстремистскими действиями могут считаться лишь некоторые из перечисленных в статье 1 указанного Федерального закона, например, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Статьи же, предлагаемые к внесению в главу 5 Кодекса, по своему характеру не относятся к действиям, относимым к экстремистским; в основе данных статей лежат, скорее, положения Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Статьи, предлагаемые к внесению в главу 20 Кодекса, соотносимы с экстремистской деятельностью по своему характеру, но не по степени общественной опасности. Таким образом, полагаем, что диспозиции новых статей Кодекса, содержащиеся в проекте, нуждаются в уточнении на соответствие целям принятия проекта.
Концепция законопроекта в ряде случаев противоречит конституционным гарантиям, обеспечивающим свободу вероисповедания. Так, в соответствии с проектируемой статьей 5.26.4 КоАП запрещается осуществлять обучение основам вероучений лицам, не имеющим профессионального педагогического и духовного образования, что противоречит статье 28 Конституции Российской Федерации, в которой гарантируется право каждого не только на свободу выбирать и иметь религиозные убеждения, но и распространять их. Что касается целесообразности дополнения КоАП указанной статьей, предусматривающей ответственность за незаконное занятие религиозной образовательной деятельностью, то ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) уже предусмотрена статьей 19.20 КоАП. Устанавливать ответственность за ведение незаконной образовательной деятельности исключительно для религиозных организаций представляется нецелесообразным.
Кроме того, в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере образования, отсутствует определение используемых в рассматриваемом законопроекте понятий "религиозная педагогическая деятельность" и "духовное образование".
Предлагаемые законопроектом статьи КоАП 5.26.6 "Склонение малолетних к исповеданию либо отказу от исповедания религии", 5.26.7 "Вовлечение несовершеннолетнего в религиозную или иную идеологию" и 5.26.8 "Вовлечение малолетних в религиозную деятельность" реализуют нормы части 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", предусматривающей запрет обучения малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. В то же время, законом не урегулирован механизм предоставления такого согласия. В случае принятия данного проекта это не позволит четко применять предлагаемые нормы.
Ответственность за правонарушения, предусмотренные проектами статей 20.22.1 "Действия, создающие угрозу общественной безопасности либо общественному порядку", 20.22.2 "Пропаганда неповиновения органам государственной власти и ее представителям" и 20.22.3 "Пропаганда вероучения или иной идеологии, представляющей угрозу общественной безопасности, правам и законным интересам граждан", в значительной степени дублирует диспозиции статей Уголовного Кодекса Российской Федерации: 136 "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина", 212 "Массовые беспорядки", 213 "Хулиганство", 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".
Во избежание нарушения права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания административная ответственность за действия, создающие угрозу общественной безопасности либо общественному порядку, пропаганду неповиновения органам государственной власти и ее представителям, пропаганду вероучения или иной идеологии, представляющей угрозу общественной безопасности, правам и законным интересам граждан (предлагаемые законопроектом статьи 20.22.1 - 20.22.3 КоАП), не должна устанавливаться только в связи с религиозной деятельностью.
Кроме того, по законопроекту имеется ряд юридико-технических замечаний. В частности, авторами применяется нумерация статей, которая не соответствует принятому в Кодексе принципу: новые статьи должны помещаться в конец соответствующей главы.
С учетом изложенного, законопроект не может быть поддержан в представленной редакции. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 25 апреля 2006 года.
Председатель |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.