Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по делам общественных объединений и религиозных организаций от 10 марта 2006 г.
на проект федерального закона N 261588-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесен Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, первое чтение
Рассмотрев указанный законопроект, который, по мнению авторов, направлен на профилактику религиозного экстремизма и противодействие другим противоправным действиям, совершаемым по религиозным мотивам, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций отмечает следующее.
Предложенный вариант законопроекта содержит дополнение рядом новых статей Главы 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" и Главы 20 "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий, воспрепятствование получению обязательного образования, принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения являются основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке.
В то же время, в законопроекте предлагаются статьи 5.26-1 "Склонение к отказу от исполнения гражданских обязанностей по религиозным мотивам", 5.26-2 "Воспрепятствование получению обязательного основного общего образования по религиозным мотивам" и 5.26-3 "Физическое или психическое понуждение верующих к отчуждению принадлежащего им или их семьям имущества в пользу религиозного объединения", предусматривающие за те же нарушения административное наказание граждан. В этой связи, необходимо более четкое юридическое разграничение данных норм.
В проекте статьи 5.26-4 вводятся новые понятия, отсутствующие в законодательстве о религиозных объединениях ("религиозная педагогическая деятельность", "разрешение на образовательную деятельность" и т.д.). Кроме того, "обучение основам вероучения" является одной неотъемлемых составляющих конституционного права каждого свободно распространять религиозные убеждения.
В законопроекте предлагается ввести ответственность за "приставание к гражданам с целью приобщения их к религиозному вероучению" (проект статьи 5.26-5). Предлагаемая норма уже регулируется российским законодательством, поскольку оскорбительное приставание расценивается действующей статьей 20.1. КоАП как мелкое хулиганство.
Проекты статей 5.26-6 "Склонение малолетних к исповеданию либо отказу от исповедания религии", 5.26-7 "Вовлечение несовершеннолетнего в религиозную или иную идеологию" и 5.26-8 "Вовлечение малолетних в религиозную деятельность" воспроизводят часть 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", предусматривающую запрет обучения малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. В то же время, законом не урегулирован механизм предоставления такого согласия, что, в случае принятия, не позволит применять предлагаемую норму.
В проекте статей 5.26-9 "Понуждение к определению своего отношения к религии" и 5.26-10 "Понуждение к религиозной деятельности" воспроизводится норма Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которой никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Предлагаемая норма ответственности за пропаганду превосходства одного вероучения над другим (проект статьи 5.26-11) уже урегулирована статьей 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации
Ответственность за правонарушения, предусмотренные проектами статей 20.22-1 "Действия, создающие угрозу общественной безопасности либо общественному порядку", 20.22-2 "Пропаганда неповиновения органам государственной власти и ее представителям" и 20.22-3 "Пропаганда вероучения или иной идеологии, представляющей угрозу общественной безопасности, правам и законным интересам граждан" урегулирована статьями 136, 212, 213, 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Также с юридико-технической точки зрения вызывает сомнение целесообразность включения данных статей в качестве дополнения к статье КоАП 20.22 "Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Исходя из изложенного, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций не поддерживает концепцию федерального закона N 261588-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и предлагает субъекту права законодательной инициативы доработать законопроект.
Председатель Комитета |
С.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.