Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 7 марта 2006 г. N вн. 2.2-1/698
"По проекту федерального закона N 261588-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за действия, связанные с экстремистской деятельностью религиозных организаций и отдельных религиозных деятелей) (внесенному Парламентом Кабардино-Балкарской Республики)
(1 чтение)"
По решению Совета Государственной Думы
от 7 февраля 2006 г. (протокол N 137, пункт 48)
По проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" сообщаем следующее.
1. Целью проекта является установление на основании статьи 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" административной ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Раскрытие понятия "экстремистская деятельность" дается в статье 1 указанного Федерального закона. В. части религиозных мотивов экстремистскими действиями могут считаться лишь некоторые из перечисленных в статье 1 указанного Федерального закона, например, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Статьи же, предлагаемые к внесению в главу 5 Кодекса, по своему характеру не относятся к действиям, относимые к экстремистским; в основе данных статей лежат, скорее, положения Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Статьи, предлагаемые к внесению в главу 20 Кодекса, соотносимы с экстремистской деятельностью по своему характеру, но не по степени общественной опасности. Таким образом, полагаем, что диспозиции новых статей Кодекса, содержащиеся в проекте, нуждаются в уточнении на соответствие целям принятия проекта, заявленным в пояснительной записке.
2. По диспозициям новых статей сообщаем иные основные замечания.
2.1. В новых статьях предусматривается установление повышенного срока административного ареста за совершение правонарушений по религиозным мотивам в зоне проведения контртеррористической операции. Однако, статья 3.9 Кодекса предусматривает подобную возможность не за совершение любых противоправных действий в зоне проведения контртеррористической операции, а лишь за нарушение режима в указанной зоне. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции определяется статьей 11 Федерального закона "О противодействии терроризму". Правонарушения, содержащиеся в новых статьях Кодекса, собственно с требованиями режима не связаны.
2.2. Нуждается в уточнении диспозиция статьи 5.26-7, в которой предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в религиозную или иную идеологию, поскольку такая деятельность и порядок ее осуществления в законодательстве не предусмотрены. Кроме того, данное понятие ("вовлечение в идеологию") в законодательстве не используется и, соответственно, его содержание не определяется. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 18-П, в котором содержится данное понятие, его содержание также не раскрывается.
Кроме того, не понятно, на чем основан выбор несовершеннолетних в возрасте только от 14 до 18 лет, против которых направлены противоправные действия, указанные в данной статье.
2.3. Диспозиция статьи 20.22-1 нуждается в детализации, поскольку не предусматривает конкретных действий, которые правоприменителем могут быть расценены как противоправные и создающие определенную угрозу, что в итоге может привести к произвольному ее толкованию.
Замечания пунктов 2.2. и 2.3 относятся также к статье 20.22-3.
2.4. В санкциях статьей 20.22.-2 и 20.22-3 предусматривается возможность прекращения деятельности религиозных объединений в соответствии с федеральным законодательством. Однако, такое уточнение в Кодексе является излишним.
3. Полагаем целесообразным дополнительно обсудить предлагаемые санкции с учетом степени общественной опасности предусматриваемых в проекте правонарушений, поскольку в ряде статей (например, статьи 5.26-6 - 5.26-8) предусмотрен безальтернативный арест, применяемый к гражданам, при том, что согласно части 2 статьи 3.9 Кодекса административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях.
4. Согласно пункту 3 статьи 1 проекта правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в новых статьях Кодекса, наделяются должностные лица органов внутренних дел. По нашему мнению, таким правом в ряде случаев возможно было бы наделить должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью и членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5. В санкциях ряда статей (например, статьи 5.26-4, 5.26-5), по нашему мнению, следует уточнить субъекты административной ответственности, поскольку определенные противоправные действия, в частности, занятие религиозной педагогической деятельностью или приставание к гражданам могут осуществляться только физическими лицами.
6. Поскольку в статье 2 проекта указан общий порядок вступления в силу федеральных законов, установленный Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", включение ее в проект представляется излишним. С исключением статьи 2 из проекта следует снять нумерацию статьи 1.
7. При дополнении Кодекса новыми статьями возможно нумеровать их, например, как "статьи 5.26.1, ..." или дополнить соответствующую главу статьями, последними по номеру. Учитывая примененный в Кодексе способ нумерации, дополнение статьями с последними номерами предпочтительнее.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.