Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по конституционному законодательству и государственному строительству от 5 июня 2006 г.
на проект федерального закона N 302901-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Тверской области"
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев указанный законопроект, считает необходимым отметить следующее.
Рассматриваемый законопроект предлагает внести изменения в три Федеральных закона: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и в Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Предлагаемые субъектом права законодательной инициативы изменения во все перечисленные Федеральные законы предусматривают исключение в избирательном бюллетене графы "Против всех списков кандидатов" ("Против всех кандидатов").
Как следует из пояснительной записки, такой подход ни в коей мере не мешает выражать личное мнение гражданина по отношению к тому или иному кандидату или политической партии и позволяет сделать подход избирателя к предстоящему выбору более осознанным. Вместе с тем, исключение графы "Против всех" в избирательных бюллетенях должно стать фактором, стимулирующим участников избирательных кампаний более качественно и эффективно проводить работу среди избирателей. Принятие данных поправок позволит снизить вероятность возникновения ситуаций, когда выборы признаются несостоявшимися, и назначения повторных выборов, что влечет за собой расходование дополнительных бюджетных средств.
Комитет полагает, что с такими доводами авторов можно согласиться, так как в соответствии с частью 4 статьи 81 и частью 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами и, следовательно, являются суверенным правом законодателя.
Вместе с тем, в большинстве демократических стран такая форма политического волеизъявления как голосование "Против всех" практически не распространена. Считается, что если избирателю не за кого голосовать, он просто не приходит на выборы. К таким странам относятся: Австрия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Испания, Португалия, США, Франция, Швейцария и ряд др. стран.
В то же время, в некоторых странах: Армения, Белоруссия, Киргизия, Украина графа "Против всех кандидатов" в избирательном бюллетене имеется.
Комитет отмечает, что отсутствие графы "Против всех кандидатов" в избирательном бюллетене не ущемляет демократические принципы участия граждан в избирательном процессе, так как федеральный законодатель создал все необходимые условия для реализации политически активными (и вместе с тем не приемлющими ни одну из наличествующих политических платформ) гражданами своих убеждений. Такие граждане могут самостоятельно выдвигаться на выборах в качестве кандидатов и участвовать в деятельности политических партий - на любых выборах. На муниципальных выборах такие граждане также могут участвовать в деятельности иных избирательных объединений, каковыми являются зарегистрированные общественные объединения, в том числе местные (статьи 34, 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Отмечая существующие недостатки законопроекта, необходимо указать на то, что наряду с тремя перечисленными избирательными законами необходимо внести изменение и в Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", исключив из его текста действующую норму, не оставляя тем самым никаких противоречий в избирательном законодательстве.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект с учетом замечаний к принятию в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "5" июня 2006 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.