Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 282588-4 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(Глава 26.5 "Система налогообложения для организаций области информационных технологий"), внесен депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Ю.Н. Волковым, В.А. Пехтиным, В.В. Володиным, В.С. Катренко, Н.В. Бурыкиной, Е.В. Кондаковой, П.Я. Хором, Ю.В. Васильевым, В.А. Язевым, В.Г. Драгановым, С.В. Чижовым, членами Совета Федерации В.А. Новиковым, С.Ю. Орловой, Т.Ю. Поповой,
первое чтение
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 282588-4 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
Целью рассматриваемого законопроекта является создание экономических стимулов, обеспечивающих переход от экономики, основанной на эксплуатации природных ресурсов, к экономике высоких технологий, прежде всего - информационных. Для реализации поставленной цели предлагается для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, создать привлекательные условия налогообложения на основе специального налогового режима - системы налогообложения для организаций области информационных технологий. По мнению авторов законопроекта, введение специального налогового режима, учитывающего все особенности отрасли в целом, а также особенности отдельных видов деятельности предприятий отрасли, позволит осуществить комплексное решение вопроса налогообложения, а также урегулировать с учетом специфики отрасли проблемы налогового администрирования.
Следует отметить, что предложения авторов законопроекта базируются на изучении и анализе мировой практики налогообложения, используемой в сфере высокотехнологичных отраслей экономики. Опыт таких стран, как Индия, Китай, Ирландия, которые благодаря установлению стимулирующих условий налогообложения осуществили прорыв на мировом рынке компаний - разработчиков программ для ЭВМ, свидетельствует о том, что указанные стимулирующие условия налогообложения, в конечном итоге, способствовали ускорению экономического роста, изменению структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли.
Избранная авторами законопроекта юридическая техника предполагает:
1) дополнение статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей перечень специальных налоговых режимов, новым специальным налоговым режимом - системой налогообложения для организаций области информационных технологий;
2) дополнение части второй Налогового кодекса Российской Федерации новой главой 26.5 "Система налогообложения для организаций области информационных технологий";
3) внесение изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации в части освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление в отношении программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации российскими организациями, являющимися производителями этих программ и баз данных;
4) внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающих следующий порядок распределения налога с организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: в федеральный бюджет - по нормативу 45 процентов; в бюджеты субъектов РФ - по нормативу 45 процентов; в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента; в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов.
Основные принципы предлагаемой системы налогообложения состоят в следующем. Переход к системе налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий (далее - организации), или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно, при этом применение системы налогообложения для организаций предусматривает замену уплаты следующих налогов: налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций; единого социального налога.
Следует также отметить, что организации, перешедшие на уплату единого налога для организаций области информационных технологий, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Иные налоги и сборы, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются организациями в соответствии с общим режимом налогообложения и законодательством Российской Федерации.
При введении системы налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предлагается создать благоприятные условия налогообложения для организаций, осуществляющих исключительно разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора, или оказывающих услуги (выполняющие работы), связанные с разработкой, адаптацией и модификацией программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).
Одновременно к организациям, изъявившим желание перейти на новую систему налогообложения, предъявляется набор жестких ограничений. В частности, для разработчиков программ для ЭВМ устанавливаются ограничения по доле дохода от покупателей - иностранных лиц (70%), минимальной численности работников (100 человек), наличию аккредитации в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. При нарушении в течение налогового или отчетного периода хотя бы одного из ограничений, налогоплательщик обязан вернуться к общему режиму налогообложения.
В качестве объекта налогообложения предлагается признать полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, налоговым периодом признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговую ставку предлагается установить в размере 6 процентов.
Поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, Комитет в то же время считает целесообразным при его подготовке ко второму чтению дополнительно обсудить вопросы, связанные с:
особенностями перехода на систему налогообложения для организаций области информационных технологий вновь создаваемых предприятий;
уточнением системы критериев, ограничивающих доступ к системе налогообложения для организации области информационных технологий, в том числе в части обязательной государственной аккредитации;
уточнением порядка формирования налоговой базы и размера налоговой ставки.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 282588-4 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.