Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" разработан с целью укрепления многопартийной системы и повышения роли партий в политической жизни общества. Одновременно с этим законопроект призван продолжить начатые в 2005 году изменения законодательства (Федеральный закон от 21.07.2005 года N 93-ФЗ), связанные с установлением на выборах депутатов Государственной Думы пропорциональной избирательной системы. Кроме того, проект призван установить сходные с федеральными механизмы деятельности депутатских объединений (фракций) в законодательных органах регионального уровня.
Законопроект содержит предложения по изменению четырех федеральных законов: "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (статья 1 законопроекта), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 2), "О политических партиях" (статья 3) и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 4).
Первой статьей законопроекта предлагается правило, в соответствии с которым депутат Государственной Думы может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Нарушение этого правила ведет к досрочному прекращению полномочий такого депутата. Очевидно, что предлагаемая норма носит превентивный характер и предназначена в первую очередь для обеспечения стабильности в деятельности депутатского объединения (фракции).
Предлагаемая законопроектом формулировка позволяет депутату - члену партии выйти из политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и оставаться при этом беспартийным членом фракции. В этом случае прекращения полномочий депутата не последует.
Статья вторая законопроекта устанавливает на уровне субъектов Российской Федерации механизм, аналогичный механизму, вводимому на федеральном уровне. Политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, образует в указанном органе депутатское объединение. В силу того, что на выборах данного уровня существует смешанная избирательная система, предоставляется право принимать в состав депутатских объединений депутатов, избранных по одномандатным или многомандатным избирательным округам.
Предлагается установить правило, согласно которому депутат, избранный от соответствующей партии и входящий в депутатское объединение, не вправе выходить из его состава или переходить в другое депутатское объединение. Кроме этого, депутат, входящий в депутатское объединение, может быть членом только той политической партии, которая образовала данное объединение. Нарушение указанных требований ведет к досрочному прекращению полномочия такого депутата. Необходимо отметить, что данные новации касаются только депутатов-списочников, а к одномандатникам относится требование быть либо беспартийным, либо членом той партии, которая образовала соответствующее депутатское объединение.
Третья и четвертая статьи законопроекта уточняют нормы, устанавливающие право политической партии выдвигать в качестве кандидатов, а также включать в списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии. Так, предлагается ввести ограничение на выдвижение кандидатами (включение в списки кандидатов) граждан, являющихся членами иной политической партии. Данное предложение направлено, прежде всего, на обеспечение самостоятельного характера участия политических партий в выборах, повышение их заинтересованности в участии в выборах разных уровней. Принятие поправки позволит ограничить возможности для партий, не пользующихся реальной поддержкой избирателей, использовать ресурсы более сильных партий для получения мест в органах государственной власти и местного самоуправления.
В качестве санкции за нарушение установленного ограничения предусматривается отказ в регистрации кандидата, исключение кандидата из списка кандидатов, выдвинутого политической партией.
Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, поэтому по нему заключения Правительства Российской Федерации не требуется.
Законопроект внесен как по вопросам, относящимся к предметам исключительного ведения Российской Федерации (п.п. "в" и "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации), так и по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов (п. "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием данного закона внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации не потребуется.
Депутаты |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.