Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам федерации и региональной политики N 3.19-N62
"На проект федерального закона N 285892-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Н. Багишвили, М.В. Емельяновым, А.В. Митрофановым, А.А. Гузановым, А.Н. Харитоновым"
Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 11 апреля 2006 года, протокол N 152) рассмотрен внесенный депутатами Государственной Думы Е.Н. Багишвили, М.В. Емельяновым, А.В. Митрофановым, А.А. Гузановым, А.Н. Харитоновым проект федерального закона N 285892-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов: "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (статья 1), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 2), "О политических партиях" (статья 3), "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 4).
В статье 2 законопроекта вносятся дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующие создание и деятельность фракций в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно данным предложениям, политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, образует в указанном органе депутатское объединение. В состав депутатских объединений могут входить и депутаты, избранные по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что депутат, избранный по единому избирательному округу и входящий в депутатское объединение, не вправе выходить из его состава или переходить в другое депутатское объединение. Депутат, входящий в депутатское объединение, может быть членом только той политической партии, которая образовала данное объединение. Нарушение указанных требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
Концептуально поддерживая представленный законопроект, отмечаем следующее.
Предлагаемая в статье 2 законопроекта норма позволяет депутату - члену партии, в случае выхода из политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран по единому списку в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, оставаться беспартийным членом депутатского объединения.
Возникает правовая неопределенность: распространяется ли данная норма на случай, когда депутат прекращает членство в партии не по личному заявлению, а в связи с его исключением из партии в соответствии с уставом данной партии; сохраняет ли он при этом свой депутатский мандат или исключение депутата из партии влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий. Представляется целесообразным более конкретно прописать данную норму в законопроекте.
По тексту статьи 2 законопроекта употребляются два термина: "депутатское объединение (фракция)" и "депутатское объединение". Для устранения возможных правовых коллизий предлагаем привести все к единой терминологии.
Также, на наш взгляд, необходимо дополнить законопроект положением о том, что изменения, вносимые в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления оснований для досрочного прекращения полномочий депутата) не распространяются на уже избранных депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом.
С учетом вышеизложенного рассматриваемый законопроект может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия Государственной Думой в первом чтении.
Зам. председателя |
Ю.М. Конев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.