Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 12 апреля 2006 г. N вн.2.2-1/1166
по проекту федерального закона N 280439-4 "О развитии сельского хозяйства", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев представленный проект федерального закона, сообщаем следующее.
1. В пункте 2 части 1 статьи 6 законопроекта речь идет о таком "инструменте реализации государственной агропродовольственной политики", как "применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей". В то же время, Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует применение "специальных налоговых режимов", к которым, в частности, относится система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
2. Содействие в развитии сельскохозяйственного производства относится в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и финансируется за счет средств бюджетов поселений (см. пункт 28 части 1 статьи 14 и часть 2 статьи 18 данного Федерального закона). Таким образом, меры содействия развитию сельского хозяйства, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов, вряд ли правильно рассматривать в качестве государственной поддержки, т.е. так как предлагается в статье 7 проекта, где сказано, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.
3. Терминология, используемая в статье 7, создает основания для различного толкования норм. Так, в наименовании говорится о "государственной поддержке в области развития сельского хозяйства", в абзаце первом части 1 упоминается "государственная поддержка сельскохозяйственного производства", в части 2 - "государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции", в части 3 - "поддержка производства сельскохозяйственной продукции". В этой связи необходимо определить соотношение терминов, либо, если имеется в виду один и тот же вид поддержки, использовать один термин при ее упоминании.
4. Статья 8 проекта регулирует вопросы Государственной программы развития сельского хозяйства, в том числе вопросы утверждения Программы (Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти), ее содержание, порядок предоставления информации о программе и др. При этом, согласно статье 9 законопроекта реализация указанной Государственной программы осуществляется не только федеральным органом исполнительной власти, но и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим необходимо более четко определить источник финансирования данной программы, которым, исходя из порядка ее утверждения, может быть только бюджет одного уровня - федеральный бюджет. Если же речь идет о реализации в рамках указанной программы полномочия субъектов Российской Федерации по поддержке сельскохозяйственного производства, установленного Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", то данное полномочие за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации должно осуществляться самостоятельно в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (см. часть 1 статьи 23 указанного Федерального закона). Федеральными законами может предусматриваться только дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета.
5. В проекте закона (пункт 2 части 4 статьи 7 и другие статьи проекта) устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства. По нашему мнению подобных норм в законопроекте по возможности необходимо избегать. При этом мы исходим из того, что статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положение о них, а в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.
6. В части 4 статьи 8 проекта словосочетание "государственных органов исполнительной власти" необходимо заменить словами "органов исполнительной власти", поскольку указанное словосочетание в законодательстве не применяется.
7. В части 2 статьи 9 проекта говорится, в том числе о "ведомственных целевых программах". В настоящее время такая программа законодательно не определена. Кроме того, ни в Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" понятие "ведомство" не применяется.
8. В соответствии с частью 1 статьи 10 проекта федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства ежегодно, до 15 мая, готовит и публикует Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы в предыдущем году. При этом, например, не определено, кто рассматривает и утверждает данный доклад. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 8 проекта Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования агропромышленных рынков утверждается Правительством Российской Федерации.
9. Необходимо уточнить редакцию части 6 статьи 10 проекта, так как не ясно, в какие органы государственной власти (и какого уровня) должно направляться заключение экспертной комиссии и в каких официальных средствах массовой информации оно должно публиковаться.
10. Требует уточнения редакция наименования и текста статьи 11 проекта. Так, в наименовании данной статьи речь идет о полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако в тексте статьи упоминают только органы исполнительной власти.
11. Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 проекта федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства (речь идет о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации) осуществляет координацию действий субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы и иных мероприятий в области развития сельского хозяйства. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с пунктами 2, 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 г. N 164 Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в частности, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
1. В тексте нормативного правового акта не должны присутствовать структурные единицы не содержащие нормативных предписаний или дефиниций, поэтому преамбулу в данном законопроекте необходимо исключить.
2. По структуре статей законопроекта.
Часть статьи должна строиться таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Это требование вытекает из необходимости максимально унифицировать структурирование статей, сократить количество таких структурных единиц статьи законодательного акта, как абзацы, а по возможности их совсем не употреблять.
Статью 4 оформить следующим образом:
Статья 4. Агропродовольственный сектор и рынок
1. В целях...(далее по тексту)...областях.
2. В целях...(далее по тексту)...продовольствия.
в статье 5:
абзац второй части 1 пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать частью 2;
части 2, 3, и 4 считать соответственно частями 3, 4 и 5;
в абзаце первом статьи 6 слова "1. Для" заменить словом "Для";
в статье 7:
абзац второй части 2 пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать частью 3;
часть 3 считать частью 4 и в ней слово "пункте" заменить словом "части";
часть 4 считать частью 5 и в ней в пункте 1 слово "пункте" заменить словом "части";
часть 5 считать частью бив ней абзацы второй и третий пронумеровать арабскими цифрами с точкой и считать частями 7 и 8;
в статье 12:
абзац второй части 1 пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать частью 2;
часть 2 считать частью 3.
3. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен другой срок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу, в связи с чем статья 14 настоящего законопроекта является излишней.
Текст законопроекта с юридико-технической правкой прилагается.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.