Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 22 мая 2006 г. N вн.3.8-16/569
на проект федерального закона N 269734-4 "Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.)", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Зубовым, В.А. Рыжковым, С.А. Насташевским, Б.А. Виноградовым
Рассмотрев проект федерального закона N 269734-4 "Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.)", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Зубовым, В.А. Рыжковым, С.А. Насташевским, Б.А. Виноградовым, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
Законопроект предусматривает утверждение в рамках одного законодательного акта принципов государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а также исчерпывающего перечня случаев, когда такое регулирование применяется. При масштабности поставленной задачи, законопроект, по сути, либо дублирует уже установленные иными законодательными актами положения, либо частично противоречит содержащимся в них нормам. Предполагая закрепление в рамках одного законодательного акта всех существующих подходов к государственному регулированию цен и тарифов, законопроект не учитывает аспектов государственного регулирования в разных областях регулирования.
В частности, в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе принципов создания благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения; расширения сфер применения рыночных цен на газ и услуги по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с учетом стоимости, качества и потребительских свойств альтернативных газу видов энергетических ресурсов в целях формирования рынка энергетических ресурсов; стимулирования использования газа в качестве моторного топлива для транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов; обеспечения конкурентоспособности российского газа на мироном энергетическом рынке. Эти принципы никак не отражены в проекте закона. Более того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья. Подобные возможности замены одного способа регулирования другим законопроектом также не учтены. Предлагаемые в статье 6 законопроекта принципы государственного регулирования цен не учитывают положение статьи 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" о возможности дифференциации тарифов с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Особого внимания заслуживает оценка применимости законопроекта в сфере регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. В статье 6 законопроекта речь идет об утверждении цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), т.е. о фиксации их величины. Тогда как в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) предполагает не только установление тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию, но и их предельных уровней. Указанные предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления. Вопрос установления предельных уровней тарифов в законопроекте отражения не нашел.
Не отражены в законопроекте и вопросы взаимодействия органов государственной власти разного уровня при регулировании тарифов, которые описаны в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". В законе, в частности, определяются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также порядок действий в случае установления тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня. Согласно закону органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования. Законопроектом эти "подробности" оставлены без внимания. Можно сказать, что в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" более подробно описывается механизм государственного регулирования тарифов, который лишь частично воспроизводится в законопроекте.
В законопроекте не учитываются особенности, связанные с государственным регулированием цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В отличие от регулирования, направленного на ограничение роста тарифов естественных монополистов, когда возникает проблема компенсации обоснованных затрат производителей, регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, как правило, связано с установлением минимальных цен для сдерживания спроса на эту специфическую продукцию, имеющую низкую себестоимость. Такое регулирование имеет социальную направленность, однако в законопроекте подходы к государственному регулированию цен для данной сферы не учтены.
Статьей 5 законопроекта предусматривается государственное регулирование цен на отдельные виды продукции и услуги на уровне субъектов Российской Федерации в качестве обязательной нормы. При этом в настоящее время право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации применять государственное регулирование цен не означает, что такое регулирование всегда будет реализовано. В ряде случаев в применении государственного регулирования цен нет необходимости. Статья 5 законопроекта также противоречит законодательству Российской Федерации, поскольку ограничивает установленные федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" полномочия органов местного самоуправления.
Таким образом, законопроект не реализует поставленной задачи об установлении единых подходов к регулированию цен, которые были бы одинаково применимы к разным сферам государственного регулирования. Законопроект практически не содержит норм прямого действия, положения законопроекта потребуют дальнейшей детализации в специальных законодательных актах, постановлениях Правительства Российской Федерации. В отношении уже действующих законов принятие законопроекта может породить коллизии в правоприменении. В сопроводительных материалах к законопроекту указано, что его принятие не потребует внесения изменений в другие законодательные акты, что не соответствует действительности.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 269734-4 "Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.)", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Зубовым, В.А. Рыжковым, С.А. Насташевским, Б.А. Виноградовым.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.