Заключение Правового Управления Аппарата
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 7 апреля 2006 г. N вн.2-1/1088
по проекту федерального закона N 269734-4 "Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.)", внесенному депутатами Государственной Думы В.М. Зубовым, В.А. Рыжковым, С.А. Насташевским, Б.А. Виноградовым
(к 1 чтению)
По указанному законопроекту Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Данный законопроект направлен на установление основ государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), включающих определение основных принципов и случаев государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.), перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.).
Введение общих принципов регулирования цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.) для всех регулируемых товаров и услуг, перечисленных в законопроекте и установление верховенства рассматриваемого законодательного акта (статья 3 законопроекта) по отношению ко всем другим федеральным законам, устанавливающим случаи государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.), требует согласования с федеральными законами "О естественных монополиях", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и не учитывает специфики ценообразования, урегулированной специальными федеральными законами, определяющими полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и установления цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.) на товары (услуги).
Так, например, особенности государственного регулирования тарифов на газ, передачу электрической и тепловой энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и перевозкам на железнодорожном транспорте, почтовой и электрической связи, на услуги организаций коммунального комплекса установлены федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике" и "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О связи", "О газоснабжении в Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Принципы государственной ценовой политики в области производства и оборота этилового спирта и лекарственных средств урегулированы федеральными законами "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О лекарственных средствах".
При этом следует иметь в виду, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", определяющим правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации, направленной на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Согласно статье 6 Федерального закона "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий могут применяться только методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, определенные в указанном Законе, в том числе ценовое регулирование.
2. Кроме этого, данный законопроект (пункт 4 статьи 4) предусматривает установление цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) с 1 января на очередной финансовый год. Указанное положение законопроекта не согласуется с федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающим установление тарифов до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
3. Пунктом 3 статьи 4 законопроекта предоставление товаров и услуг по льготным ценам (тарифам, расценкам, ставкам) признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, исполнение которого осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В этой связи следует отметить, что согласно статьям 8 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление расходных обязательств субъекта Российской Федерации отнесены к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации, которые возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
4. В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Однако, данным законопроектом такие случаи не определены. Вместе с тем, законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень продукции, товаров и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.д.). В этой связи следует отметить, что согласно статье 6 Федерального закона "О естественных монополиях" определение перечня товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, что позволяет пересматривать указанные перечни по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов), применять более гибкое регулирование цен, направленное на развитие конкурентной среды.
Вместе с тем следует отметить, что установление федеральным законом исчерпывающего перечня товаров и услуг, в отношение которых осуществляется государственное регулирование цен, будет способствовать сдерживанию экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. В этой связи законопроект не соответствует статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях", согласно которой сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка не допускается.
5. Статьей 5 законопроекта предполагается осуществление государственного регулирования цен в жилищно-коммунальной сфере органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. В этой связи сомнительным представляется указание в сопроводительных материалах к законопроекту на отсутствие необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
6. В статье 8 законопроекта речь должна идти не о документах, представляющих собой государственную тайну, а в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 июля N 5485-1 "О государственной тайне", о сведениях, составляющих государственную тайну.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Тем самым, нет необходимости использовать в тексте законопроекта такие термины как "уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" (статьи 5-7, 11 законопроекта).
Кроме того, указанный в статье 11 законопроекта "контрольный орган законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации" в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусмотрен. В этой связи необходимо отметить, что в соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.
7. Законопроект требует также юридико-технической доработки. Наименование законопроекта и его содержание следует скорректировать, исключив из него сокращения "т.п.".
Обозначение статей законопроекта без наименований указывается без точки, а текст статьи печатается с абзацного отступа на следующей строке.
Статьи законопроекта состоят из частей пронумерованных арабской цифрой с точкой. Части статьи делятся на пункты обозначаемые арабской цифрой со скобкой.
Статья 12 законопроекта является излишней.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.