Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерация, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на решение первоочередных проблем развития нефтедобывающей отрасли, в частности на преодоление снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях и создания стимулов к освоению новых месторождений.
Основными целями законопроекта являются:
создание условий для эффективного инвестирования в освоение нефтяных ресурсов в новых нефтегазодобывающих провинциях, нерентабельность разработки которых сегодня обусловлена необходимостью создания инфраструктуры, и значительными объемами капитальных вложений, непосредственно связанными с географическими и геологическими особенностями месторождений в таких регионах;
продление срока рентабельной разработки месторождений, находящихся в исторических нефтегазоносных провинциях и характеризующихся высокой степенью выработанности и, как следствие, ростом себестоимости добычи, что обуславливает необходимость стимулирования мероприятий, направленных на повышение рационального использования запасов и повышения конечного нефтеизвлечения.
В целях создания стимулов для активной разработки новых месторождений предусматривается установление нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти при условиях достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн, на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края) и срока разработки равного 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами, при наличии прямого учета добычи нефти на конкретных участках недр.
Необходимо также отметить, что если значение степени выработанности запасов месторождения (залежи) меньше или равно 0.05 и лицензия на пользования недрами была выдана до вступления в силу настоящего закона нулевая ставка НДПИ в указанных территориальных границах действует до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн, на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края) и срока разработки запасов участка недр не превышающего или равного 10 годам, начиная с 1 января 2007 года, при наличии прямого учета добычи нефти на конкретных участках недр.
Проведенные расчеты показывают, что при одновременном применении представленных в законопроекте пороговых значений (10-15 лет и 25 млн. т), а также регламентированном определении ресурсной базы (А + В + С_1), обеспечивается максимальный эффект стимулирования и не допускается необоснованное льготирование значительных объемов нефти на начальном этапе освоения новых месторождений. Применение представленного режима льготного налогообложения стимулирует к выбору оптимальной схемы разработки месторождения, расширению ресурсной базы за счет вовлечения запасов категории С_2, развитию инфраструктуры. При этом с учетом снижения темпов добычи нефти и тенденцией к снижению физических объемов добычи в традиционных регионах, применение льготного режима налогообложения не приведет к снижению налогооблагаемой базы относительного текущего времени и, за счет вовлечения новых месторождений будет распространяться в среднем на 11 млн. т. в год на период до 2016 года.
Предложенный в законопроекте механизм (формула) установления понижающего коэффициента к НДПИ при разработке месторождений со степенью выработанности выше 80% максимально соответствует росту затрат при освоении месторождений со степенью выработанности выше 80%.
При этом необходимо отметить, что в представленном проекте Закона определено, что начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (кроме списания запасов добытой нефти): для новых месторождений соответствуют сумме запасов категорий А + В + С_1 а для месторождений с выработанными запасами 0.80 и более, сумма запасов категорий А + В + С_1 + С_2.
Введение стимулирующих мер повысит заинтересованность нефтедобывающих организаций инвестировать в разработку новых месторождений, а также к применению высоко затратных технологий обеспечивающих продление рентабельной разработки выработанных месторождений, а также позволит в перспективе увеличить доходы бюджета Российской Федерации за счет сохранения объемов нефтедобычи с действующих и прироста добычи на новых месторождениях.
Предлагаемые меры дадут максимальный эффект в условиях применения специфической ставки НДПИ, действие которой продлевается до 2016 г. включительно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.