г. Ессентуки |
Дело N А61-1956/07-4 |
27 марта 2008 г. |
(регистрационный номер |
|
апелляционного производства 16АП - 304/08) |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 г.,
полный текст постановления изготовлен 27 марта 2008 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Мельникова И.М., Фриева А.Л.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Орджоникидзовский завод автотранспортного электрооборудования" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.01.2008 г. по делу N А61-1956/07-4 по заявлению ОАО "ОЗАТЭ" о признании недействительными решений Управления федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания от 15.11.2007 г. N 04-01/44-11-07 (судья Гуцаева Е.Н.)
при участии в судебном заседании:
от истца: ОАО "ОЗАТЭ" - Кусова З.Б. по доверенности от 09.01.08 N 01-1
от ответчика: Управления федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания - Келехсаева А.Ш. по доверенности от 10.09.07 N 7, Дзеранову Ш.Г. по доверенности от 03.08.07 N 5
от третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью "Жемчужина" - Тедеева И.З. по доверенности от 16.02.08
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орджоникидзовский завод автотранспортного электрооборудования" (далее - ОАО "ОЗАТЭ") обратилось с заявлением о признании недействительным решения Управления федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания (далее - УФАС по РСО - Алания) от 15.11.2007г. и предписания от 15.11.2007г. N 04-01/44-И-07.
Определением суда от 07.12.2007 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельным требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Жемчужина" (далее - ООО "Жемчужина").
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.01.2008 г. по делу N А61-1956/07-4 в удовлетворении заявления ОАО "ОЗАТЭ", город Владикавказ, проспект Коста, 15, РСО - Алания о признании недействительными решения от 15.11.2007г. и предписания УФАС по РСО - Алания от 15.11.2007г. N 04-01/44-11-07 УФАС по РСО - Алания, согласно которым ОАО "ОЗАТЭ" признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неправомерном прекращении передачи электроэнергии ООО "Жемчужина", а также предписания о прекращении нарушения требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путём возобновления передачи электроэнергии ООО "Жемчужина" отказано. С ОАО "ОЗАТЭ" в доход бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель - ОАО "ОЗАТЭ" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17.01.2008г. отменить полностью и принять новый судебный акт о признании недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-А от 15.11.2007г. и Предписание N 04-01/44-11-07 от 15.11.2007г.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права.
Заявитель считает, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют требованиям ФЗ "О защите конкуренции" и нарушают права и законные интересы заявителя. По мнению заявителя при вынесении оспариваемого решения и предписания антимонопольный орган вышел за пределы своей компетенции и фактический разрешил гражданско-правовой спор.
В судебном заседании представитель ОАО "ОЗАТЭ" - Кусова З.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала.
УФАС по РСО - Алания представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 17.01.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы и законность принятого судом решения.
Представители Управления федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания - Келехсаева А.Ш. и Дзеранову Ш.Г. поддержали доводы отзыва.
Представитель ООО "Жемчужина" - Тедеева И.З. просит решение суда от 17.01.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правильность решения суда от 17.01.2008 г. проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.01.2008 г. по делу N А61-1956/07-4 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что согласно заключенному между ОАО "ОЗАТЭ" и ООО "Жемчужина" договору на передачу электроэнергии N 11 от 01.01.2008 г. ОАО "ОЗАТЭ" по своим сетям передает электроэнергию (оказывает услуги по передаче электроэнергии) ООО "Жемчужина", которое присоединено к сетям предприятия.
19.06.2007 г. N ЦА/9916 на основании статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003г. N36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", в соответствии с которой с 01.04.2006 г. юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электроэнергии Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в отношении ОАО "ОЗАТЭ" вынесено решения об обязании прекратить совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле - продаже электрической энергии путем проведения реорганизации общества (в форме разделения или выделения) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Срок исполнения данного решения установлен до 20.01.2008 г. (в резолютивной части решения от 19.06.2007 г. N ЦА/9916 допущена опечатка, ошибочно указано в срок до 20.01.2007).
ФАС России указало, что об исполнении настоящего решения ОАО "ОЗАТЭ" надлежит сообщить ФАС России в письменной форме в срок до 14.02.2008.
Во исполнение указанного решения ОАО "ОЗАТЭ" направило уведомление всем хозяйствующим субъектам, присоединенным к сетям заявителя, а именно: ООО "Жемчужина", НПЦ "Наука", ПБЮЛ Кокаев "Аист", ООО "Арктика" и ПБЮЛ Янкушенко о расторжении договоров поставки электроэнергии и необходимости заключить договоры на поставку электроэнергии с энергосбытовой организацией, а с ОАО "ОЗАТЭ" заключить договор на оказание услуг по ее передаче.
ООО "Жемчужина" обратилось в Северо-Осетинское УФАС России с заявлением на действия ОАО "ОЗАТЭ" по прекращению поставки электроэнергии.
Решением УФАС по РСО - Алания от 15.11.2007г. ОАО "ОЗАТЭ" признано нарушившим пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о конкуренции), в виду неправомерного прекращения передачи электроэнергии ООО "Жемчужина". Решение УФАС по РСО - Алания мотивировано тем, что во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС РФ) N ЦА/9916 от 19.06.2007г. о прекращении совмещения деятельности ОАО "ОЗАТЭ" (заявителя) по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, заявитель прекратил подачу электроэнергии, ООО "Жемчужина", при этом, продолжая снабжать электроэнергией НПЦ "Наука", ПБЮЛ Кокаев "Аист", ООО "Арктика" и ПБЮЛ Янкушенко, тем самым, поставив ООО "Жемчужина" в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами. Данное обстоятельство расценено УФАС по РСО - Алания как создание дискриминационных условий деятельности ООО "Жемчужина". Кроме того, по мнению УФАС по РСО - Алания, прекращение подачи электроэнергии надлежало произвести в соответствии с пунктом 93 Правил функционирования розничные рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006г.
На основании указанного решения УФАС по РСО - Алания в адрес заявителя вынесено предписание N 04-01/44-11-07 от 15.11.07г. о прекращении нарушения вышеуказанных требований путем возобновления передачи электроэнергии ООО "Жемчужина".
ОАО "ОЗАТЭ" ссылаясь на то, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют требованиям Закона о конкуренции и нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемых актов недействительными.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ОАО "ОЗАТЭ" по прекращению передачи электроэнергии ООО "Жемчужина" при одновременной передаче электроэнергии другим хозяйствующим субъектам, а именно НПЦ "Наука", "Аист" ПБОЮЛ Кокаев, ООО "Арктика", ПБОЮЛ Янкушенко, присоединённым к сетям ОАО "ОЭАТЭ", нарушают запрет, установленный пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006г. N 135-ФЗ.
Законом о конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий.
Статья 5 Закона о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, злоупотреблять этим положением.
Деятельность субъектов естественных монополий находится под контролем органов государственного регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством. Следовательно, их деятельность контролируется как органами регулирования естественных монополий, так и антимонопольными органами. При выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 г. N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства").
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о конкуренции дискриминационными условиями являются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В силу Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 ОАО "ОЗАТЭ" является сетевой организацией, то есть организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Антимонопольным органом установлено и не оспаривается заявителем, что ОАО "ОЗАТЭ" 28.09.07 прекратило подачу электроэнергии ООО "Жемчужина", при этом, продолжая снабжать электроэнергией НПЦ "Наука", ПБЮЛ Кокаев "Аист", ООО "Арктика" и ПБЮЛ Янкушенко.
Данные действия носят дискриминационный характер, при которых хозяйствующий субъект ООО "Жемчужина" поставлено в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Суд правомерно отклонил доводы ОАО "ОЗАТЭ" о том, что решение ФАС России от 19.06.2007г. N ЦА/9916 якобы запрещает ОАО "ОЗАТЭ" исполнить договора на энергоснабжение, заключенные на 2007 календарный год ОАО "ОЗАТЭ" с юридическими лицами, энергоустановки которых имеют технологическое присоединением к электрическим сетям ОАО "ОЗАТЭ", поскольку из смысла резолютивной части данного решения следует, что прекращение совмещения деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии запрещается за пределами срока действия договоров, заключенных на 2007 календарный год. Таким образом, совмещать эти два вида деятельности ОАО "ОЗАТЭ" вправе до 20 января 2008 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на законных основаниях признал правомерной квалификацию антимонопольным органом действий ОАО "ОЗАТЭ" по прекращению подачи электроэнергии ООО "Жемчужина", и одновременному снабжению при этом электроэнергией НПЦ "Наука", ПБЮЛ Кокаев "Аист", ООО "Арктика" и ПБЮЛ Янкушенко как нарушение законодательства о защите конкуренции.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает использование прав в целях доминирующего положения на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
При таких обстоятельствах решение Управления федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания (далее - УФАС по РСО - Алания) от 15.11.2007г. и предписание от 15.11.2007г. N 04-01/44-И-07 являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы о том, что антимонопольный орган вышел за пределы своей компетенции и фактический разрешил гражданско-правовой спор, подлежат отклонению в виду следующего.
Антимонопольные органы являются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства в сфере конкуренции.
Антимонопольный орган вправе давать субъекту естественной монополии предписание о заключении договора в случае нарушения статьи 5 Закона о конкуренции (пункт 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 г. N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства"
В силу подпункта "б" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган в предусмотренных данным законом случаях выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно пунктам 62 - 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 антимонопольный орган по заявлениям органов государственной власти, органов местного самоуправления или заявлениям (жалобам) юридических и физических лиц возбуждает и рассматривает дела по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии, принимает решений и выдает предписания в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
Доводы жалобы о том, что при вынесении решения от 15.11.2007г. антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, фактически разрешив гражданско-правовой спор, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку решение антимонопольного органа от 15.11.2007г. вынесено по факту нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. Данное решение не затрагивает договорных отношений между ОАО "ОЗАТЭ" и ООО "Жемчужина".
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.01.2008 г. по делу N А61-1956/07-4.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.01.2008 г. по делу N А61-1956/07-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
И.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1956/07-4
Заявитель: ОАО "Осетинский завод автомобильного и тракторного электрооборудования" (ОАО "ОЗАТЭ")
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Северная Осетия-Алания
Третье лицо: ООО "Жемчужина"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 14266/08
01.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3625/2008
27.03.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-304/08
17.01.2008 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1956/07