Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 337480-3 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О внешней разведке", (в части уточнения статуса сотрудников органов внешней разведки) внесенному депутатами Государственной Думы М.И. Гришанковым, А.И. Гуровым, В.И. Илюхиным, Н.С. Леоновым, В.В. Маргеловым, В.И. Волковским, членом Совета Федерации А.И. Александровым
(утв. Решением от 19 мая 2005 г. N 61/2.3)
Рассмотрев проект федерального закона N 337480-3 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О внешней разведке", внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Гришанковым, А.И. Гуровым, В.И. Илюхиным, Н.С. Леоновым, В.В. Маргеловым, В.И. Волковским, членом Совета Федерации А.И. Александровым, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Со вступлением в 1998 году в силу федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих" ряд их положений и положений вступившего в силу в 1996 году Федерального закона "О внешней разведке" оказались взаимно не согласованными.
Так, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", будучи базовым законодательным актом в области исполнения гражданами воинской обязанности и прохождения военной службы, содержит только четыре исключения из общих правил, касающиеся Службы внешней разведки Российской Федерации, по следующим вопросам:
воинского учета граждан, пребывающих в запасе СВР России (пункт 1 статьи 10);
прикомандирования военнослужащих органов внешней разведки (статья 44);
порядка создания запаса СВР России (пункт 1 статьи 52);
порядка присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе СВР России (пункт 4 статьи 57).
Никаких других исключений из общих для всех категорий военнослужащих (равно как и федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются органы внешней разведки или иных, в которых предусмотрено прохождение военной службы) правил, включая требования к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы внешней разведки, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не содержит.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и вовсе никаких исключений, кроме особенностей обеспечения денежным довольствием "отдельных категорий военнослужащих" (пункт 4 статьи 12), не предусматривает.
Учитывая это, внесение в какой-либо другой законодательный акт Российской Федерации, включая Федеральный закон "О внешней разведке", положений, по иному, нежели предусмотрено федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих", регламентирующих вопросы, относящиеся к предметам правового регулирования последних (если это самими федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих" не допускается), с правовой точки зрения не корректно.
Таким образом, для квалифицированного и эффективного решения проблем, устранение которых обозначено в качестве целя рассматриваемого законопроекта, необходимо внесение соответствующих изменений, прежде всего, в вышеназванные законодательные акты Российской Федерации. В противном случае коллизии правовых норм неизбежны, а именно это в случае принятия рассматриваемого законопроекта в предложенной редакции и прогнозируется.
Так, требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, посвящена статья 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и в ней не содержится такого необходимого для кандидата на поступление на военную службу по контракту требования, как отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства, как это предусмотрено частью второй статьи 17 Федерального закона "О внешней разведке" в редакции законопроекта.
Не содержится в указанной норме и такого требования, как "профессиональные и личные качества", но имеется понятие "профессионально-психологические требования". При этом установлено, что мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В свою очередь в соответствии с пунктом 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, при проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан и что профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.
Таким образом принятие законопроекта в предложенной редакции породит определенную несогласованность понятий "профессионально-психологические требования", "профессиональные качества" и "личные качества".
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Положения о порядке прохождения военной службы "организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору в военном комиссариате определяются Министром обороны Российской Федерации (в воинских частях - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчиненностью этих воинских частей)". Применительно же к организации, порядку и методике проведения мероприятий по определению "личных качеств" гражданина этот вопрос в случае принятия законопроекта останется открытым, что, при наличии части третьей предложенной законопроектом новой редакции статьи 17 Федерального закона "О внешней разведке", недопустимо.
Учитывая изложенное, можно констатировать, что, в случае принятия законопроекта в предложенной редакции, практическое применение частей второй и третьей статьи 17 Федерального закона "О внешней разведке" в их соотношении со статьей 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" способно столкнуться с проблемами.
В соответствии с частью пятой предложенной законопроектом редакции статьи 17 Федерального закона "О внешней разведке" "порядок и условия заключения контрактов с военнослужащими, являющимися сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, устанавливаются Президентом Российской Федерации".
В то же время пунктом 3 статьи 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что "с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет".
При этом цели достижения единства правовых и организационных основ государственной службы, о котором говорится в пояснительной записке к законопроекту, могло бы послужить простое исключение из действующей редакции статьи 17 Федерального закона "О внешней разведке" ее части шестой.
В соответствии с частью шестой предложенной новой редакции статьи 17 Федерального закона "О внешней разведке" обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат "сотрудники органов внешней разведки". При этом согласно части первой той же статьи сотрудниками органов внешней разведки могут являться и лица, не проходящие службу (работающие по трудовому договору).
В то же время согласно статье 9 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" обязательной государственной дактилоскопической регистрации, помимо прочих, подлежат военнослужащие и "граждане Российской Федерации, проходящие службу в органах внешней разведки".
Принимая во внимание, что изложенные замечания могли бы быть устранены как при доработке законопроекта ко второму чтению без ущерба для его концепции, так и путем подготовки самостоятельного законопроекта, целесообразно рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.