г. Ессентуки |
Дело N А63-14573/07-С3-13 |
01 августа 2008 г. |
Вх. N 16АП-1381/2008 (1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2008.
дата изготовления постановления в полном объеме 01.08.2008
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Мельникова И.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мельниковым И.М., и
участии в судебном заседании от истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Салпагарова У.Н. (доверенность от 29.05.2008 N 37-ю),
в отсутствии лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и мести судебного разбирательства,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008
по делу N А63-14573/07-С3-13 (судья Сергеев М.С.),
установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации о возмещении убытков в сумме 103692 рублей 20 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате услуг связи, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управление труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управление труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации.
По ходатайству Министерства финансов Российской Федерации определением суда от 31.03 2008 в качестве соответчика по делу привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации.
Решением от 04.06.2008 в иск удовлетворен в части. Суд пришел к выводу, что иск в части требования о взыскании 15817руб.45коп. удовлетворению не подлежит в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" неправомерно включил в размер предъявленных ко взысканию убытков сумму налога на добавленную стоимость, поскольку при выделении из бюджета организациям денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, на покрытие убытков или в счет компенсации расходов организаций при определении налоговой базы по НДС эти средства не учитываются, поэтому из расчета убытков подлежит исключению 18% НДС.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 04.06.2008 и принять новый судебный акт.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, суд неверно применил нормы материального права. Заявитель считает, что по данному виду расходов федерального бюджета Министерства финансов Российской Федерации не является главным распорядителем средств федерального бюджета.
Представитель предприятия в заседании суда просил оставить жалобу без удовлетворения, полагает, что судом первой инстанции принято законное решение.
Уведомленные надлежащим образом в судебное заседание не явились Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управление труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управление труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации
Министерство труда и социального развития Российской Федерации согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" упразднено.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Правильность решения от 04.06.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав представителя предприятия, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и Управление труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации заключили договор N 67 от 24.06.2003 условиями которого ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" приняло на себя обязательство по доставлению 50% скидки на оплату за водоснабжение и водоотведение гражданам, имеющим право на эту льготу в соответствии с Федеральным Законом РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а Управление в свою очередь условиями договора приняло на себя обязательство по возмещению выпадающих доходов согласно актам сверки счетов и реестрам льготников по мере поступления денежных средств из фонда компенсации.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.2005 N 181-ФЗ "О социальной защите населения в РФ" ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в декабре месяце 2004 года предоставляло указанным в законе лицам 50% льготу при оплате за поданную воду и принятые сточные воды, предъявляло реестры и счета Управлению на возмещение своих затрат, предоставляло списки льготников, производило сверку льготников с управлением труда, однако, не получив полного возмещения произведенных им затрат за декабрь месяц 2004 года, обратилось в суд о взыскании 103692 рублей 20 копеек задолженности.
В обоснование своих требований истец представил реестры льготников за декабрь месяц 2004 года, сверенные с Управлением труда и социальной защиты населения, счета-фактуры, выставленные Управлению на возмещение выпадающих доходов, копии удостоверений и справок льготников, справку о задолженности федерального бюджета от 15.05.2005, а также акт сверки расчетов от 01.01.2005.
Министерство финансов Ставропольского края полагает, что ответственность за недостаточность средств на указанные расходы должно нести Министерство финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" N 52 ФЗ от 06.05.2003, возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных рассматриваемым законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.
Министерство финансов Ставропольского края представило суду копии уведомлений Управления федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю о поступлении финансирования помесячно за 2004 год и реестры распределения поступивших федеральных средств на реализацию указанного выше закона. В федеральном бюджете на 2004 год Ставропольскому краю на реализацию Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" бюджету Ставропольскому краю установлен лимит бюджетных обязательств в сумме 232260 тыс. рублей. Указанные средства поступили в бюджет Ставропольского края и были в полном объеме зачислены в возмещение расходов бюджета края на компенсацию расходов предприятий, предоставляющих льготы и полностью распределены по предприятиям Ставропольского края, предоставляющим льготы через финансовые управления районов и городов Ставропольского края, однако указанных средств оказалось недостаточно для возмещения затрат по предоставленным предприятиями гражданам льгот на реализацию вышеуказанного закона. Так задолженность федерального бюджета на 01.01.2005 составила 186657тыс. рублей.
Согласно ежеквартальным отчетам Министерства финансов Ставропольского края, направляемым Департаменту бюджетной политики Министерства финансов РФ, а также из неоднократных обращений Министерства финансов Ставропольского края к заместителю Председателя Совета Федерации, Министру финансов Российской Федерации, Департаменту межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, Министерство финансов Российской Федерации знало о недофинансировании Ставропольскому краю за 2004 год затрат, понесенных предприятиями Ставропольского края в результате предоставления льгот гражданам по Федеральному Закону РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 186657 тыс. рублей и не предприняло никаких мер по возмещению этих затрат в течение трех лет.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов РФ относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно статье 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляются скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). При этом источник финансирования данных льгот не установлен.
Вместе с тем, постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года" предусматривает закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими властями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи 6 (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Согласно статье 84 Бюджетного Кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
Федеральным законом от 24.06.1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", действовавшим в спорный период, предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Федеральным законом " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в федеральном бюджете на 2004 года Ставропольскому краю были предусмотрены средства в сумме 232 260,0 тыс. рублей на реализацию в 2004 году Федерального Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2004 год" были учтены и распределены средства в сумме 232 260,0 тыс. рублей. Фактические обстоятельства, документально подтвержденные Министерством финансов Ставропольского края, свидетельствуют о том, что Министерство финансов Российской Федерации через Управление федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю направляло Министерству финансов Ставропольского края субвенции на реализацию рассматриваемого закона не в полном объеме, необходимом для реализации закона, которые затем субъект федерации распределял по финансовым органам субъектов края для реализации федерального закона путем возмещения затрат организациям оказывающим коммунальные услуги.
Собственных денежных средств на реализацию указанного закона в бюджете Ставропольского края на 2004 год не предусматривалось.
Установленный порядок соответствует Федеральному Закону от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств является реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Данный порядок соответствует Федеральному Закону "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" N 52 ФЗ от 06.05.2003 года, согласно которому возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов для возмещения фактически произведенных расходов.
Принимая во внимание, что фактические расходы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" по предоставлению льгот гражданам по оплате за поданную воду и принятые сточные воды, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказались больше полученного возмещения от Управления труда и социальной защиты населения Предгорной райгосадминистрации и факт недостатка выделенных средств на компенсацию расходов истца, по предоставлению льгот через Министерство финансов Ставропольского края Министерством финансов Российской Федерации, не оспаривается, суд первой инстанции правильно установил, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в результате бездействия в течение трех лет не возместило Ставропольскому краю расходы, понесенные предприятиями Ставропольского края на реализацию вышеуказанного закона за 2004 год в размере 186657 тыс.рублей.
Министерство финансов РФ не оспорило факт предоставления льгот ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и размер неполученных им в результате этого доходов.
При таких обстоятельствах дела, суд правильно установил, что убытки в сумме 87874руб.75коп. понесенные ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в результате предоставления гражданам льгот в соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Судом сделан правильный вывод о том, что иск в части требования о взыскании 15817 рублей 45 копеек удовлетворению не подлежит в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" неправомерно включил в размер предъявленных ко взысканию убытков сумму налога на добавленную стоимость, поскольку при выделении из бюджета организациям денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, на покрытие убытков или в счет компенсации расходов организаций при определении налоговой базы по НДС эти средства не учитываются, поэтому из расчета убытков подлежит исключению 18% НДС.
Довод Минфина Российской Федерации о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за 2004 год судом правомерно отклонен, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005 и истек 01.01.2008. В связи с этим настоящие исковые требования, заявленные истцом в декабре 2007 года, считаются поданными в арбитражный суд в пределах срока исковой давности, поскольку установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок исковой давности на момент предъявления иска не истек.
Министерство финансов Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края и осуществляет расходование средств бюджета Ставропольского края в соответствии с утвержденным Законом Ставропольского края бюджете на очередной финансовый год.
Министерством финансов Ставропольского края представлены в дело документы, подтверждающие освоение и распределение выделенных Фондом компенсации средств, для реализации указанного федерального закона.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета сторонами суду не представлено.
Доказательств неполного направления субвенций Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю за декабрь 2004 года сторонами суду не представлено.
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в 2004 году не участвовало в распределении денежных средств на возмещение затрат организаций предоставляющих льготы инвалидам.
При таких обстоятельствах дела, судом первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для взыскания 103692 рублей 20копеек убытков (затрат) возникших в результате предоставления истцом льгот по оплате за поданную воду и принятые сточные воды гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за декабрь месяц 2004 года с ответчиков: Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края и Министерство труда и социальной защите населения Ставропольского края.
Управление труда и социальной защиты Предгорной районной государственной администрации ликвидировано согласно Постановлению Правительства СК от 20.09.2004 N 116, а вновь созданное Управление труда и социальной защиты населения администрации Предгорного муниципального района не является правопреемником ликвидированного управления, что не оспаривается сторонами.
Судом первой инстанции в части требования о взыскании 103692 рублей 20 копеек убытков с Управления труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации производство по делу правомерно прекращено, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно принят отказ от иска в части требования о взыскании 103692 рублей 20 копеек убытков с Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю. Производство в этой части подлежит прекращению, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и об этом указано в мотивировочной части решения, однако, в резолютивной части решения суд не разрешил вопрос о прекращении производства по делу в этой части. В связи с изложенным, обжалуемый судебный акт следует изменить, дополнив резолютивную часть решения суда первой инстанции о принятии отказа истца от иска в части требования о взыскании 103692руб.20коп. убытков с Управления федерального казначейства по ставропольскому краю предложением: "производство по делу в этой части прекратить". В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Доводы жалобы, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку повторяют позицию отзыва на заявление и являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008 по делу N А63-14573/07-С3-13 изменить, дополнив ту часть решения, которая гласит о принятии отказа истца от иска в части требования о взыскании 103692руб.20коп. убытков с Управления федерального казначейства по ставропольскому краю предложением: "производство по делу в этой части прекратить"
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14573/07-С3-13
Заявитель: Министерство финансов РФ в лице представителя в Ставропольском крае Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю
Истец: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управление труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации, Министерство финансов Ставропольского края , Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Заинтересованное лицо: Министерство финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1381/08