Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О реабилитации участников Белого Движения".
18 октября 1991 года Верховный Совет РФ принял Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст.1428; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 1, ст.21; "Российская газета", 1993, 15 октября, N 193), целью которого являлась реабилитация жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации морального и материального ущерба. Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" восстановил справедливость в отношении незаконно репрессированных на территории РФ. Однако в процессе применения вышеуказанного закона выяснилось, что он фактически не распространяется на лиц, ведших борьбу с большевиками в период с октябрьского переворота 1917 года до окончания Гражданской войны 1918 - 23 годов в Белом Движении, а также лиц, эмигрировавших из России и боровшихся с большевистским режимом, участвуя в разного рода Белогвардейских организациях, и за эти деяния осужденных или подвергнутых уголовным репрессиям по решениям советских судебных и внесудебных органов. То есть на лиц, соблюдавших верность присяге Государю Императору и руководствовавшихся законами дореволюционной России. Однако с точки зрения советского законодательства они осуждены законно и обоснованно, и потому Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" на них не распространяется (суды и прокуратуры отказывают в реабилитации участников Белого Движения на основании того, что они не являются мирными ни в чем не повинными гражданами - жертвами политических репрессий). В результате - участники Белого Движения реабилитации не подлежат. Предлагаемый законопроект призван восполнить этот пробел в законодательстве РФ.
В процессе применения Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в нем обнаружился ряд пробелов процессуального характера, которые учтены и восполнены в предлагаемом законопроекте и приведены в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Предлагаемые в законе даты выбраны по следующим основаниям:
25 октября (7 ноября) 1917 года - октябрьский переворот;
18 июня (01 июля) 1923 года - был окружен и сдался красным отряд генерала Пепеляева. Отряд направлялся к берегам Охотского моря для производства наступления в глубь Якутской области. Операция закончилась отступлением к бухте Аян, где отряд и сдался. Он был последней регулярной частью Белой армии на территории СССР;
31 октября 1927 года - так как до 1928 года был достаточно свободный выезд из СССР (РСФСР) и именно до этого времени были высланы или уехали самостоятельно лица, подпадающие под категорию белоэмигрантов. Позднее власти СССР высылали только старых большевистских соратников, например, Троцкого.
Принятие настоящего Федерального закона необходимо для восстановления справедливости и посмертной реабилитации участников Гражданской войны на стороне Белого Движения, поскольку красных никто и не осуждал за деяния, совершенные в этой войне (например, Тухачевский никогда не обвинялся советскими, а тем более российскими, правоохранительными органами за насилие против лиц, участвовавших в Кронштадтском восстании 1921 года при его подавлении, а также за расстрел артиллерийскими снарядами с химической начинкой тамбовских крестьян при подавлении Антоновского восстания). В настоящее время наметилось начало процесса национального примирения: в Иркутске поставлен памятник Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку (при этом в его реабилитации неоднократно отказывали Верховный Суд РФ и Главная военная прокуратура), постановлением Правительства РФ в июле 2005 года острову Расторгуеву в Карском море было возвращено имя Колчака; 03 октября 2005 года на кладбище Донского монастыря в Москве были перезахоронены останки главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генерала А И. Деникина и философа И. Ильина. Вступление в силу настоящего Федерального закона окончательно поставит крест в войне между красными и белыми. Следует повторить опыт Испании, где сначала был издан закон о реабилитации всех участников гражданской войны, а затем, в память обо всех испанцах, погибших в годы гражданской войны, был воздвигнут в живописном месте, в горах, среди скал, мемориал, получивший название "Долина Павших". После этих актов национального примирения гражданская война республиканцев и националистов в Испании закончилась.
Гражданская война должна закончиться и в России с принятием настоящего Федерального закона и последующим сооружением мемориала на территории Донского монастыря в Москве.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О реабилитации участников Белого Движения"
В настоящее время необоснованно репрессированными признано 770673 человека (вместе с членами семей 1032225). Численность лиц из числа участников Белого Движения и до настоящего времени не реабилитированных, составляет не более 1/20 части от числа реабилитированных, т.е. 38533 человека (вместе с членами семей 51611 человек). Более 1/2 части из них будут реабилитированы посмертно. Из федерального бюджета в соответствии с главой 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированному возмещается только материальный вред: выплачиваются единовременные денежные компенсации в размере не более 10 000 рублей за время нахождения в местах лишения свободы (наследникам, за исключением случая начисления компенсации реабилитированному до его смерти, не выплачивается) и не более 10 000 тысяч рублей за все утраченное имущество, включая жилые дома (выплачивается также наследникам реабилитированного по закону первой очереди). При этом имущество, уничтоженное во время гражданской войны, не подлежит компенсации. Таким образом, компенсация может быть выплачена 19266 реабилитированным (вместе с членами семей 32344 человека). Следовательно, расходы Федерального бюджета составят:
- 19266x10 000=192 660 000 рублей, где:
19266 - количество лиц, которые могут быть реабилитированы и которым может быть выплачена компенсация за время нахождения в местах лишения свободы,
10 000 - рублей, максимальный размер единовременной компенсации, выплачиваемый одному реабилитированному за утраченное имущество и время нахождения в местах лишения свободы;
- 32344 x 10 000 = 323 440 000 рублей, где:
32344 - количество лиц (реабилитированных и членов семей), которым может быть выплачена единовременная компенсация за утраченное имущество,
10 000 - рублей, максимальный размер единовременной компенсации, выплачиваемой за утраченное имущество, включая жилые дома, реабилитированным и их наследникам по закону первой очереди.
Всего максимальный единовременный расход из Федерального бюджета составит:
192 660 000 + 323 440 000 = 516 100 000 рублей.
Кроме того, следует отметить, что введение в действие ч. 3 ст.14 законопроекта планируется с 01.01.2009 года, поэтому данные расходы нужно будет запланировать в проекте Федерального закона "О бюджете Российской Федерации на 2009 год".
Дополнительных расходов федерального бюджета на содержание судей и работников прокуратуры и увеличение их штата не потребуется, поскольку заявления о реабилитации будут рассматриваться уже существующими отделами (управлениями) реабилитации прокуратуры и судьями рассматривающими отказы в реабилитации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О реабилитации участников Белого Движения"
В случае принятия Федерального закона "О реабилитации участников Белого Движения" внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.