Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 2 мая 2006 г. N вн. 2.2-1/1435
по проекту федерального закона N 279333-4 "О реабилитации участников Белого Движения", внесенному депутатом Государственной Думы В.В. Жириновским
(первое чтение)
Терминологию статьи 2 следует сопоставить с фактическим материалом. Так, например, исходя из анализа документов Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР, следует говорить не о "Белой Армии", а о "белых армиях" (например, см. постановление от 11 февраля 1925 года "О снятии с особого учета некоторых категорий бывших белых офицеров и военных чиновников", постановление от 13 ноября 1925 года "О лишении гражданства Союза ССР находящихся за-границей и пропустивших сроки регистрации бывших военнопленных и интернированных военнослужащих царской и красной армий, а также амнистированных лиц, служивших в белых армиях, и участников контр-революционных восстаний"). При этом исходя из того, что представленный законопроект направлен на восстановление прав граждан, полагаем, что определения содержащихся в нем понятий должны быть четкими и легально определенными, что позволит надлежащим образом определить тех граждан, которые подлежат реабилитации в порядке, предусмотренном федеральным законом, проект которого представлен.
Внутренне противоречивой представляется статья 3 законопроекта. В ней сначала указывается, что закон, проект которого представлен, в части порядка реабилитации распространяется на лиц, не подлежащих реабилитации по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а далее, после слов "а именно", перечисляются лица, подлежащие реабилитации по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (см. абзацы 2, 3, 4 статьи 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
Статья 4 законопроекта предлагает реабилитировать лиц, участвовавших в Белом Движении (Белогвардейских организациях за рубежом) и осужденных или подвергнутых уголовным репрессиям "за любые деяния, совершенные для достижения победы Белого Движения над большевизмом" (пункт "а" части первой) и "за участие в Белогвардейских организациях и любые деяния, совершенные для достижения целей, поставленных данной организацией" (пункт "б" части первой). Такой подход ("за любые деяния") может повлечь реабилитацию лиц, обоснованно осужденных за посягательства на жизнь и здоровье граждан, их свободу, честь и достоинство, на имущество различных форм собственности, на общественную безопасность и общественный порядок и за ряд других преступлений.
Кроме того, в предлагаемой редакции данная статья проекта противоречит статье 4 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", исключающей из числа подлежащих реабилитации значительные категории лиц, в делах которых имеются достаточные доказательства совершения тяжких и особо опасных преступлений, перечисленных в этой статье. Аналогичное замечание относится и к статье 1 законопроекта.
Статья 9 законопроекта, имея наименование "Порядок выдачи документов о реабилитации", в содержательной части регулирует порядок выдачи документов (справок) о признании лиц пострадавшими от политических репрессий. Поскольку реабилитированные, с одной стороны, и пострадавшие от политических репрессий, с другой, представляют собой две самостоятельные категории лиц, в статье 9 законопроекта имеется противоречие между ее наименованием и содержанием.
Кроме того, часть третья этой статьи регулирует не порядок выдачи документов, а порядок проверки дел, который является предметом регулирования статьи 8 законопроекта.
В части третьей статьи 14 проекта предусмотрено, что "восстановление прав реабилитированных производится в порядке, предусмотренном главой 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Между тем, в Законе Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" имеется не глава 3, а раздел III "Последствия реабилитации", который регламентирует не только порядок восстановления прав реабилитированных, но и гораздо более широкий круг вопросов, в частности, вопросы обеспечения реабилитированных и пострадавших от репрессий мерами социальной поддержки, выплату реабилитированным ряда компенсаций и др.
Имеющаяся в части третьей статьи 14 законопроекта отсылка носит весьма широкий и неопределенный характер и оставляет неурегулированными два принципиальных вопроса:
1) должны ли применяться правила раздела III Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" только к лицам, которые будут реабилитированы на основании закона, проект которого представлен, или они должны будут применяться также к лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, о которых говорится в статье 6 проекта;
2) должны ли применяться правила раздела III Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" к лицам, которых проект предлагает реабилитировать, и к лицам, которых проект предлагает признать пострадавшими, в полном объеме, в том числе в части мер социальной поддержки и компенсаций, или отсылка касается только порядка восстановления их прав.
Положения законопроекта (статьи 2, 4 и 14 и другие) предполагают расширение круга лиц, имеющих право на реабилитацию, по сравнению с соответствующими нормами Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", что приведет к увеличению расходов федерального бюджета. Следовательно, возникнет необходимость финансирования указанных дополнительных расходов из федерального бюджета. Согласно пункту 1 и 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. В представленном законопроекте соответствующие нормы отсутствуют.
Кроме того, финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.