г. Ессентуки |
Дело N А61-1591/2008 |
08 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Мельников И.М.,
судей: Афанасьевой Л.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиевой К.А-А.,
рассмотрев апелляционную жалобу колхоза имени генерала Плиева на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.03.2009 по делу N А61-1591/2008 по заявлению колхоза имени генерала Плиева о признании решения N 50 и постановления N 50 от 27.05.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика, недействительными и несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации (судья Акимцева С.А.),
при участии в заседании:
от колхоза имени генерала Плиева: Касабиев Б.В. - председатель колхоза, Кодзаева И.Э. - представитель по доверенности от 27.05.2009;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания: Карданова Т.Х. - представитель по доверенности N02-16/195 от 05.03.2009, Карсанова А.И. - представитель по доверенности N02-16/167 от 05.03.2009;
УСТАНОВИЛ
Колхоз имени генерала Плиева (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании требования N 4249 от 14.04.2008, NN 49-69 от 06.05.2008, N 8605 от 22.04.2008, N 8877 от 05.05.2008, N 8878 от 05.05.2008, инкассовые поручения N 903 от 07.05.2008, N 931 от 07.05.2008 NN 1077-1109 от 14.05.2008, решение N 50 и постановление N 50 от 27.05.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика, недействительными и несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.
Определением от 14.11.2008 суд выделил требования Колхоза в отдельные производства:
- признать недействительными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, требования N N 49-69 от 06.05.2008, выставленные налоговым органом, присвоив делу N А61-1721/2008;
- признать недействительными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, требование N 4249 от 14.04.2008 и инкассовые поручения NN 930-931 от 07.05.2008, выставленные налоговым органом, присвоив делу N А61-1722/2008;
- недействительными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, требование N 8605 от 22.04.2008 и инкассовые поручения NN 1077-1109 от 14.05.2008, выставленные налоговым органом, присвоив делу NА61-1723/2008;
- признать недействительными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, требования N 8877 от 05.05.2008 и N 8878 от 05.05.2008, выставленные налоговым органом, присвоив делу N А61-1724/2008.
Суд приостановил производство по делу N А61-1591/2008 о признании недействительными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, решение N 50 от 27.05.2008 и постановление N 50 от 27.05.2008, принятые налоговым органом, до вступления в законную силу судебных актов по делам N А61-1721/2008; N А61-1722/2008; N А61-1723/2008; N А61-1724/2008.
Решением суда от 16.12.2008 по делу N А61-1721/2008 колхозу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными, несоответствующими Налоговому кодекса Российской Федерации требования NN 49-69 от 06.05.2008.
Решением суда от 16.12.2008 по делу N А61-1722/2008 колхозу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации требование от 14.04.2008 N 4249 и инкассовых поручений NN 930-931 от 07.05.2008.
Решением суда от 16.12.2008 по делу N А61-1723/2008 колхозу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации требование от 22.04.2008 N 8605 и инкассовых поручений NN 2077-1109 от 14.05.2008.
Решением суда от 16.12.2008 по делу N А61-1724/2008 колхозу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации требования NN 8877-8878 от 05.05.2008.
Решения суда по перечисленным делам основано на том, что налогоплательщиком пропущен установленный законом процессуальный срок на обжалование ненормативных правовых актов.
Определением суда от 10.02.2009 по делу N А61-1591/2008 возобновлено производство по делу.
Решением суда от 20.03.2009 по делу N А61-1591/2008 признано незаконным, несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации постановление N 50 от 27.05.2008 налогового органа, в части взыскания с колхоза 472260 рублей 97 копеек в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением колхоз обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе колхоз просит решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.03.2009 отменить в части неудовлетворенных требований о признании решения N 50 и постановления N 50 от 27.05.2008 налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, недействительными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что налоговым органом не соблюдена форма требований об уплате налога, нарушено положение о реструктуризации долгов по налогам.
Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционного суда полагает, что жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении ходатайства Колхоза о восстановлении процессуального срока на обжалование решения налогового органа от 27.05.2008 N 50 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, по тем основаниям, что заявителем не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционный суд исследовав и оценив мотивировку отказа, полагает возможным подтвердить данный вывод суда. Апелляционный суд также поддерживает вывод суда о том, что постановление 27.05.2008 N 50 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом и может быть обжалован должником в течение всего времени нахождения его на исполнении.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом в отношении налогоплательщика принято требование N 4249 от 14.04.2008 о задолженности по ЕСХН за 1 квартал 2007 в сумме 25593 рублей, подтвержденной налоговой декларацией, представленной налогоплательщиком в налоговый орган 31.03.2008. На основании требования налоговым органом было принято решение N 5196 от 07.05.2008 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Требование направлено в адрес налогоплательщика 15.04.2008, решение - 13.05.2008. В связи с непогашением задолженности налоговым органом на инкассо переданы платежные документы N 930 на сумму 25593 рублей недоимки и N 931 на сумму 796 рублей 02 копеек пени, которые приняты банком (АКБ БРР) 08.05.2008.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Колхоза отказался от апелляционной жалобы в части обжалования решения суда об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным постановления налогового органа N 50 о взыскании за счет имущества налогоплательщика 25593 рублей недоимки по единому сельскохозяйственному налогу за 2007 год и пени в сумме 796 рублей 02 копеек, указанных в требовании от 14.04.2008 N 4249, в этой части производство по апелляционной жалобе просил прекратить, в остальной части требования апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
25.02.2004 между налогоплательщиком и территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей было заключено соглашение о реструктуризации долгов по налогам по состоянию на 01.01.2004 в сумме 5478969 рублей (т.2 л.д.41).
В связи с несоблюдением условий реструктуризации 22.04.2008 налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено сообщение о прекращении действия соглашения о реструктуризации, которое в соответствии с уведомление N 0770 получено Колхозом 29.04.2008 (т.2 л.д.39-40).
Восстановленные по лицевому счету суммы задолженностей по налогам и пени включены налоговым органом в требование N 8605 со сроком его исполнении до 13.05.2008, направлено в адрес Колхоза 25.04.2008 (почтовый реестр от 25.04.2008).
Требование выставлено на сумму 4902081рублей 30 копеек недоимки и 2180853 рублей 28 копеек пени, при этом справочно указана общая сумма задолженности в размере 12807030 рублей 72 копеек.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа пояснил, что в требование включены суммы налогов реструктурированные соглашением от 25.02.2004.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования N 8605 налоговым органом 14.05.2008 принято решение N 5339 о взыскании общей суммы задолженности по требованию N 8605 за счет денежных средств налогоплательщика, направленное в адрес колхоза 16.05.2008.
На счета колхоза в АКБ БРР выставлены инкассовые поручения N N 1028-1125 от 14.05.2008, которые приняты банком на исполнение 19.05.2008.
Суммы, указанные в требованиях N 4249 от 14.04.2008 и N 8605 от 22.04.2008, были включены в решение N 50, принятое налоговым органом 27.05.2008 на основании статей 31 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации о взыскании задолженности с налогоплательщика за счет его имущества. Решение получено колхозом 03.06.2008, т.е. в установленные законом сроки (уведомление N5173).
На основании решения N 50 налоговым органом принято постановление от 27.05.2008 N 50 о взыскании задолженности за счет имущества Колхоза и направлено в УФССП РФ по РСО-А, которое 02.06.2008 возбудило исполнительное производство.
Судом первой инстанции в удовлетворении требования Колхоза о признании постановления налогового органа N 50 о взыскании за счет имущества налогоплательщика 25593 рублей недоимки по единому сельскохозяйственному налогу за 2007 год и пени в сумме 796 рублей 02 копеек, указанных в требовании от 14.04.2008 N 4249, а также налогов в сумме 4902081 рублей 30 копеек и пени в сумме 2180853 рублей 28 копеек, указанных в требовании от 22.04.2008 N 8605, отказано.
Апелляционный суд подтверждает правильность выводов суда первой инстанции относительно сумм налогов и пени, указанных в требовании 14.04.2008 N 4249, однако в связи с отказом заявителя от апелляционной жалобы в данной части производство по жалобе в этой части подлежит прекращению.
Относительно налогов и пени, указанных в требовании 22.04.2008 N 8605, апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласен, по следующим основаниям.
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий по налогам и сборам регулируются специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"".
Согласно пункту 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Постановлением Правительства от 30.01.2003 N 52, определено, что если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию долгов приостанавливается.
В силу пункта 11 условий соглашения о реструктуризации, в случае если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется.
Приведенная нормы не дают право налоговому органу на взыскание реструктурированных налогов и пеней в принудительном порядке, так как взыскание возможно лишь в отношении текущей задолженности, возникшей в период финансового оздоровления, а остальная часть пени подлежит взысканию только при утрате права налогоплательщика на реструктуризацию.
При этом налоговое законодательство не запрещает налоговому органу взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов и пеней, ранее включенных в реструктурируемую задолженность.
По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, осуществляется в случае утраты права на реструктуризацию долгов с учетом требований статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, разрешая спор, судом указанные обстоятельства учтены не были.
Апелляционным судом установлено, что право Колхоза на реструктуризацию в установленные сроки не приостанавливалось, соглашение от 25.02.2004 о реструктуризации долгов в установленном порядке и сроки с Колхозом расторгнуто не было.
Как установлено судом первой инстанции в апреле 2008 года налоговая инспекция направила Колхозу сообщение о том, что с 01.04.2008 соглашение о реструктуризации с Колхозом расторгнуто в связи с несоблюдением условий реструктуризации, 22.04.2009 в адрес налогоплательщика направлено требование 8605 (т.2 л.д.49-52), куда вошли суммы налогов и пеней реструктурированные соглашением от 25.02.2004.
Решения о расторжении соглашения о реструктуризации, предусмотренное статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом не принималось и в адрес налогоплательщика не направлялось. Таким образом, право на принудительное взыскание с Колхоза реструктурированной задолженности у налогового органа на 22.04.2009 не возникло.
Кроме того, отсутствие решения налогового органа о расторжении соглашения о реструктуризации долгов, в данном случае, не позволит определить соблюдение налоговым органом сроков проведения процедуры принудительного взыскания обязательных платежей.
Как пояснил представитель налогового органа с момента подписания соглашения о реструктуризации Колхозом не соблюдались условия реструктуризации, что свидетельствует о пропуске налоговым органом сроков установленных нормами, содержащимися в Федеральном законе "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"".
При указанных обстоятельствах вывод суда о соответствии постановления налогового органа от 27.05.2008 N 50 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в части взыскания сумм налогов и пеней, указанных в требовании N 8605, ошибочен.
В обжалуемом судебном акте не мотивировано решение суда первой инстанции о признании недействительным постановления N 50 в части сумм пеней, указанных в требованиях N 49-69 в общей сумме 85920 рублей 31 копейка, в резолютивной же части решения суд признал постановления N50 в этой части недействительным.
Сумма в размере 472260 рублей 97 копеек в решении суда состоит из сумм указанных в требованиях N 8877 (233641 рублей налога и 125706 рублей 06 копеек пени, а всего 359347 рублей 06 копеек), N8878 (25814 рублей налога и 1179 рублей 79 копеек пени, всего 26993 рубля 79 копеек) и N49-69 (65337 рублей 49 копеек пени + 19 рублей 81 копейка пени + 11 рублей 55 копеек пени + 9 рублей 48 копеек пени + 5689 рублей 41 копейка пени + 44 рубля 09 копеек пени + 260 рублей 03 копейки пени + 2003 рублей пени + 257 рублей 64 копейки пени + 11 рублей 75 копеек пени + 293 рубля 97 копеек + 1594 рубля 38 копеек пени + 3287 рублей 59 копеек пени + 664 рубля 15 копеек пени + 171 рубль 24 копейки пени + 268 рубля 12 копеек пени + 465 рубля 68 копеек пени + 57 рублей 13 копеек пени + 4747 рублей 36 копеек пени + 679 рублей 01 копейка + 46 рублей 96 копеек, всего 85920 рублей 31 копейка).
В судебном заседании апелляционного суда представитель налогового органа подал заявление о признании недействительными требований N 49-69 по тем основаниям, что налоговым органом не соблюдена процедура принудительного взыскания задолженности. Поручение налогового органа на перечисление сумм задолженности в бюджетную систему Российской Федерации в банк, в котором открыты счета Колхоза, в законодательно установленном порядке не направлялись. Апелляционным судом проверены доводы, заявленные налоговым органом, на основании чего суд считает, решение суда первой инстанции о признании постановления N 50 недействительным в данной части оставить без изменения.
Вывод суда первой инстанции о недействительности постановления N 50 в части сумм указанных в требованиях N 8877 и N 8878 апелляционный суд считает обоснованным.
В соответствии со статьями 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Колхоз, которому предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины при принятии жалобы к производству.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.03.2009 по делу N А61-1591/2008 отменить в части отказа о признании незаконным, несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации постановления от 27.05.2008 N 50 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в сумме 7082934 рублей 58 копеек.
Признать постановление от 27.05.2008 N 50 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в сумме 7082934 рублей 58 копеек недействительным, несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Производство по апелляционной жалобе в части требования об отмене решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.03.2009 по делу N А61-1591/2008 об отказе в признании недействительным, несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации постановления от 27.05.2008 N 50 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Северная Осетия-Алания о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в суммы 26389 рублей 02 копеек, прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.03.2009 по делу N А61-1591/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с колхоза имени генерала Плиева в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать исполнительный лист.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1591/08
Истец: Колхоз имени генерала Плиева
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N3 по Республике Северная Осетия-Алания
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1159/09