Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 15 мая 2006 г. N вн. 2.2-1/1576
по проекту федерального закона N 286555-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.А. Тягуновым, А.К. Исаевым, Ф.И. Гайнуллиной, В.Д. Горюновым, Н.И. Булаевым
(1 чтение)"
Изучив представленный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Пунктом 1 статьи 1 проекта предлагается внести ряд изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности, изложить в новой редакции пункты 1 и 2 статьи 120. В зависимости от учредителя предлагается делить все учреждения на частные и государственные или муниципальные. Государственные или муниципальные учреждения, в свою очередь, делятся на бюджетные и автономные. В этой связи полагаем, что в наименовании законопроекта слово "(бюджетных)" следует исключить, поскольку нормы проекта определяют правоспособность в том числе и автономных учреждений.
Кроме того, в свете предлагаемых проектом изменений полагаем, что в четвертом абзаце пункта 4 статьи 66 ГК РФ слова "Финансируемые собственниками учреждения" следует заменить словом "Учреждения".
2. Законопроектом (часть 2 статьи 1) вносятся изменения в отдельные статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), связанные с новой классификацией учреждений и различным порядком использования их доходов. Так, бюджетные учреждения становятся одним из видов учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, при этом другим видом учреждений будут автономные учреждения.
В то же время законопроект не затрагивает изменениями ряд положений БК РФ, что с учетом новой классификации учреждений создает недостаток правового регулирования в отношении автономных учреждений. Так, например, статья 68 БК РФ, определяя содержание текущих расходов бюджетов, относит к ним в том числе расходы, обеспечивающие текущее функционирование бюджетных учреждений. Поскольку автономные учреждения также финансируются из соответствующих бюджетов, расходы на финансирование деятельности автономных учреждений также следует включить в статью 68 БК РФ.
3. Частью 3 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в перечень операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций. При этом согласно статье 2 законопроекта данные положения должны вступить в силу со дня официального опубликования федерального закона.
В этой связи обращаем внимание на требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
4. Пунктом 4 статьи 1 проекта предлагается внести изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", уточнив в нем статус такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций, как учреждения. В этой связи полагаем, что положения пунктов 2 и 5 статьи 17, пункта 4 статьи 19 в части преобразования и ликвидации учреждений, а также первого абзаца пункта 1 статьи 31 названного Федерального закона, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения и осуществляют их финансирование, также нуждаются в соответствующей корректировке и согласовании с положениями проекта федерального закона N 286563-4 "Об автономных учреждениях", а также с новым пунктом 5 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которому действие названного Федерального закона не распространяется на государственные и муниципальные учреждения.
5. Пунктом 5 статьи 1 проекта предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которому образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию. Данное изменение не в полной мере согласуется со статьей 8 названного Закона, которая допускает создание образовательных учреждений любых организационно-правовых форм, типов и видов.
6. Представляется, что изменение, которое предлагается внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (пункт 6 статьи 1 проекта) дублирует первый абзац пункта 1 этой же статьи названного Федерального закона.
Текст законопроекта нуждается в редакционной, лингвостилистической и юридико-технической доработке. Юридико-техническая правка передана в Комитет в рабочем порядке.
Начальник |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.