г. Пермь
26 марта 2009 г. |
Дело N А60-33717/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н.П.
судей Богдановой Р.А., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
в отсутствие представителей заявителя ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" и заинтересованных лиц Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Управления федерального казначейства по Свердловской области
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в заседании суда заявление ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"
к Центральному отделению г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Управлению федерального казначейства по Свердловской области
о признании действий незаконными,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Управления федерального казначейства по Свердловской области по возвращению исполнительного листа N 017068 от 10.09.2008 без исполнения, а также обязании Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области возбудить исполнительное производство.
Свои требования заявитель мотивирует тем, оснований для возврата исполнительного документа не имелось, поскольку исполнительный лист содержит всю необходимую информацию и соответствует резолютивной части определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в заседание суда не направили, что в порядке ч.3 ст. 156, ч.2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области представило в материалы дела отзыв на заявление, в котором указало, что исполнительный документ N 017068 от 10.09.2008г. не соответствует требованиям, предъявляемым ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" N229-ФЗ от 02.10.2007г., поскольку не содержит сведений о должнике и размере суммы, подлежащей взысканию, а также требований о передаче взыскателю денежных средств.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2008г. по делу N А60-7542/2008-С3 по иску Открытого акционерного общества "ТГК-9" в лице филиала "Свердловтеплосбыт" к Военному комиссариату Верх-Исетского и Железнодорожного районов г. Екатеринбурга Свердловской области о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в сумме 55149, 21 руб. утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязанность погасить в добровольном порядке задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 55149,21 руб. и произвести добровольное погашение государственной пошлины в размере 1077,24 руб. (50% от госпошлины, подлежавшей уплате при подаче данного искового заявления) в срок до 15 августа 2008 на расчетный счет истца (л.д. 12-14).
Определение вступило в законную силу 08.07.2008г. и в кассационном порядке обжаловано не было.
В связи с неисполнением в установленный срок Военным комиссариатом Верх-Исетского и Железнодорожного районов г. Екатеринбурга Свердловской области условий мирового соглашения Арбитражным судом Свердловской области 10.09.2008г. был выдан исполнительный лист N 017068 (л.д. 11).
15.10.2008 указанный исполнительный лист был направлен заявителем в Центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области для исполнения (л.д. 15).
20.10.2008г. исполнительный лист был возвращен Центральным отделением г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области без исполнения в связи с тем, что предъявленный исполнительный лист в нарушение статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ и п.1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит указания на должника, требование о возложении на должника - федерального бюджетного учреждения обязанности по передаче взыскателю денежных средств и суммы долга, подлежащей взысканию.
Решение о возврате исполнительного листа оформлено письмом от 20.10.2008 за N 04-2-10/3-907 (л.д. 16).
Полагая, что действия Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Управления федерального казначейства по Свердловской области по возвращению исполнительного документа не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий незаконными.
Изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии со статьей 142 АПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.
Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII настоящего Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
Согласно ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны: наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда; дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела; дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению; наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; резолютивная часть судебного акта; дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении; дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.
Аналогичные требования к исполнительному документу, выданному судом, содержатся в статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007г. N 229-ФЗ.
В соответствии с п.3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п.1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пунктов 2 и 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи, несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Судом установлено, что Центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.
Из имеющегося в материалах дела письма Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 20.10.2008г. N 04-02-10/3-907 следует, что основанием для возврата исполнительного листа послужил факт отсутствия в исполнительном документе указания на должника и требования о возложении на должника - федерального бюджетного учреждения обязанности по передаче взыскателю денежных средств и суммы долга, подлежащей взысканию.
Вместе с тем, судом установлено, что содержание исполнительного документа N 017068 от 10.09.2008г. полностью соответствует положениям ст. 320 АПК РФ и ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007г. N229-ФЗ, поскольку его содержание соответствует резолютивной части определения суда об утверждении мирового соглашения от 08.07.2008г., исполнительный документ содержит наименование должника и взыскателя, их реквизиты, а также обязанности должника по погашению задолженности.
Таким образом, у Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области не было предусмотренных законом оснований для возврата исполнительного документа.
В соответствии со ст. 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
С учетом изложенного, в случае неясности судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист N 017068 от 10.09.2008г., Центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о разъяснении его содержания.
При таких обстоятельствах, действия Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области по возвращению исполнительного листа N 017068 от 10.09.2008 без исполнения не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и интересы заявителя, в связи с чем, являются незаконными.
Требования заявителя об обязании Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области возбудить исполнительное производство удовлетворению не подлежат, поскольку право на вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства предоставлено судебному приставу-исполнителю, исполняющему судебный акт в соответствии с требованиями ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 02.10.2007г.
Исполнение требований исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, осуществляется в соответствии с положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Требования заявителя к Управлению федерального казначейства по Свердловской области удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемые обществом действия по возвращению исполнительного документа осуществлены Центральным отделением г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания действий Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области по возвращению исполнительного листа N 017068 от 10.09.2008г. без исполнения.
В соответствии со ст.ст. 110, 112 АПК РФ, пп.3 п.1 ст. 333.21 НК РФ, а также с учетом распределения судебных расходов по апелляционной жалобе по настоящему делу с Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области подлежат взысканию в пользу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению в сумме 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заявленные требования удовлетворить в части.
Признать незаконными действия Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области по возвращению исполнительного листа N 017068 от 10.09.2008г. без исполнения.
Обязать Центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Центрального отделения г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области в пользу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. П. Григорьева |
Судьи |
Р. А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33717/08
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОАО "ТГК-9")
Ответчик: Центральное отделение г.Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по СО, Управление федерального казначейства по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-915/09