г. Пермь
26 марта 2009 г. |
Дело N А60-37860/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А.Калмаковой
при участии
от заявителя ЗАО "Аятское": не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика Министерство природных ресурсов Свердловской области: Булгакова В.В. -представитель по доверенности от 5.08.2008г., Гробовая О.И. -представитель по доверенности от 3.03.2009г.
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГУП СО "Средураллес": не явились, извещены надлежащим образом
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Аятское" (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30.01.2009г.
по делу N А60-37860/2008
принятое судьей Сабировой М.Ф.
по заявлению: ЗАО "Аятское"
к ответчику: Министерству природных ресурсов Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ГУП СО "Средураллес"
о признании незаконными действий
установил:
Закрытое акционерное общество "Аятское" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действия Министерства природных ресурсов Свердловской области по отказу заявителю в переоформлении договора от 25.06.2002г. безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенного между ЗАО "Аятское" и ФГУ "Свердловскагролес" (в настоящее время - ГУП СО "Свердлураллес") в соответствие с Лесным кодексом РФ, совершение которого подтверждается письмами Министерства природных ресурсов Свердловской области N 06-04-4971/8 от 4.09.2008г., N 06-04-5174/8 от 27.10.2008г. Заявитель просит также обязать Министерство природных ресурсов Свердловской области в месячный срок со дня вступления в силу решения суда переоформить договор от 25.06.2002г. безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ (с учетом уточнения заявленных требований, в соответствии со ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.01.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
ЗАО "Аятское" (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью. Полагает, что судом первой инстанции не учтено, что переоформление права бессрочного пользования участками лесного фонда на договор безвозмездного срочного пользования лесными участками должно быть завершено в силу требований статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ от 4.12.2006г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" до 1.01.2009г. Во исполнение указанной нормы, а также в соответствии с Порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов РФ приказом N 258 от 4.10.2007г., обществом 15.09.2008г. в МПР Свердловской области был направлен необходимый пакет документов для переоформления уже существующего договора безвозмездного пользования лесными участками от 25.06.2002г., заключенного на 49 лет и прошедшего государственную регистрацию 30.06.2002г. Заявитель полагает, что требование Вводного закона о переоформлении права бессрочного пользования означает только изменение стороны договора ФГУ "Свердловскагролес" на Министерство природных ресурсов Свердловской области. При этом Лесной кодекс не предусматривает одностороннего отказа по каким-либо причинам в переоформлении такого рода договоров.
ЗАО "Аятское", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило.
Министерство природных ресурсов по Свердловской области (ответчик по делу) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что в соответствии с нормами Лесного кодекса РФ вид заключаемого договора ( безвозмездное пользование или аренда) зависит от планируемого вида использования лесного участка. В соответствии со статьями 25 и 47 ЛК РФ безвозмездное пользование лесом предусмотрено только для осуществления религиозной деятельности, для остальных видов использования предусмотрены арендные отношения. Исходя из принципа платности лесного законодательства ( ст.ст. 1 и 94 ЛК РФ), а также учитывая тот факт, что заявитель является организацией, осуществляющей заготовку древесины, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть ему предоставлены только в аренду. Письмо МПР Свердловской области от 27.10.2008г. не следует расценивать как отказ в переоформлении договора от 25.06.2002г., так как в нем заявителю было предложено лишь уточнить в письменной форме виды использования лесного участка, а также разъяснен тот вид использования, в отношении которого может быть переоформлен договор безвозмездного пользования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП СО "Средураллес", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Аятское" и ФГУ "Свердловскагролес" (в настоящее время - ГУП СО "Свердлураллес") был заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда площадью 5143 га на землях лесного фонда ГУ "Невьянский лесхоз Минсельхозпрода России" сроком действия на 49 лет от 25.06.2002г. Видами использования лесов согласно договору являются заготовка древесины; заготовка второстепенных лесных ресурсов; побочное лесопользование (сенокощение, пастьба скота и др.)
В связи с введением в действие с 1.01.2007г. нового Лесного кодекса РФ 18.08.2008г. общество обратилось в Министерство природных ресурсов Свердловской области с письмом без номера и даты, в котором просило переоформить заключенный с ним договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от 25.06.2002г. на договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, на оставшийся срок до 25 июня 2051года.
Письмом от 27.10.2008г. N 06-04-5174/8 Министерство природных ресурсов Свердловской области просило у заявителя уточнить вид использования лесного участка в письменной форме, так как в целях приведения условий договора в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, в решении указывается вид использования лесов в соответствии со статьями 25, 29-47ЛК РФ. Заявителю разъяснено, что вид заключаемого договора (безвозмездного пользования или договора аренды) зависит от планируемого использования лесного участка и заключение договора безвозмездного использования возможно только для осуществления религиозной деятельности.
Заявитель полагая, что Министерство природных ресурсов Свердловской области (далее - МПР Свердловской области), фактически отказало обществу в переоформлении договора обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании указанных действий незаконными и обязании Министерства природных ресурсов Свердловской области привести договор от 25.06.2002г. безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также квалифицировал действия МПР Свердловской области по направлению письма от 27.10.2008г. в качестве отказа в переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 25.06.2002г. на договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Как указал суд первой инстанции, порядок переоформления договоров и приведения их в соответствие с новым Лесным кодексом РФ урегулирован Приказом МПР Российской Федерации N 258 от 4.10.2007г. Пункт 3 указанного Порядка содержит закрытый перечень документов обязательных к предоставлению в МПР Свердловской области для переоформления договоров. 18.08.2008г. заявителем направлен полный пакет документов с заявлением о переоформлении договора безвозмездного пользования от 25.06.2002г., при этом, виды использования лесным участком отражены в указанном договоре, представление дополнительных документов не требовалось.
Оценив надлежащим образом содержание письма от 27.10.2008г., направленного в адрес заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что стороной представлено подтверждение совершения административным органом действий по отказу в переоформлении соответствующего договора.
Между тем, судом отказано в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из принципа платности лесным фондом, а также из отсутствия доказательств нарушения прав заявителя оспариваемыми действиями административного органа.
Указанный вывод суда является правильным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 201-ФЗ от 4.12.2006г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее - Вводный закон) с 1 января 2007 г. введен в действие новый Лесной кодекс РФ.
В статьях 1 и 94 Лесного кодекса РФ закреплен принцип платности использования лесов.
Статьей 4 Вводного закона установлено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4 октября 2008 года Министерством природных ресурсов РФ издан приказ N 258, которым утвержден "Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ".
В указанном нормативном акте установлено, что переоформление договоров производится на основании заявления лиц, использующих соответствующие лесные участки. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно пункту 8 Порядка - решение должно содержать сведения, в том числе, о виде использования лесов. При этом вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29-47 Лесного кодекса РФ.
Статья 25 Лесного кодекса РФ содержит 15 возможных видов использования лесов, из которых безвозмездное пользование лесом предусмотрено только для осуществления религиозной деятельности (статья 47 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
В связи с изложенным, остальные виды использования, поименованные в статье 25 ЛК РФ, в том числе, указанные в договоре от 25.06.2002г. (заготовка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов, побочное лесопользование), согласно статьям 29, 39, 34 и 38, 72 Лесного кодекса РФ являются возмездными, и при переоформлении договора в аналогичных целях, лесной участок может быть передан лесопользователю только по возмездному договору аренды лесного участка.
Из анализа норм лесного законодательства следует, что суть переоформления договора заключается не в формальном изменении стороны по договору (на что указывает заявитель апелляционной жалобы), а в приведении условий договора в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, то есть фактически подлежит заключению новый договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесного участка в зависимости от вида использования лесов (ст.ст. 25, 29-47 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, действия МПР Свердловской области по отказу ЗАО "Аятское" в переоформлении договора соответствуют статье 4 Вводного закона в части приведения условий договора в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ в зависимости от вида использования лесных участков, прав и законных интересов общества не нарушают, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции обоснованно также разъяснено заявителю на имеющееся у него способы защиты гражданских прав, не только путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления с обязанием устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, но и с заявлением в порядке искового производства.
При указанных обстоятельствах решение суда от 30.01.2009г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Аятское" без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2009 г. по делу А60-37860/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Аятское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Н.М.Савельева |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37860/08
Истец: ЗАО "Аятское"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Свердловской области
Третье лицо: ГУП СО "Средураллес"
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1503/09