г. Пермь
21 октября 2008 г. |
Дело N А60-11973/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В. Г.
Судей Богдановой Р.А., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Деевой О.М.
при участии:
от заявителя ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9": Синицын А.В., паспорт 6502 330135, доверенность N 40 от 25.12.2007 года;
от ответчиков Финансового управления в Артемовском городском округе, Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
от третьего лица Муниципального образования Артемовский городской округ: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение
Арбитражного суда Свердловской области от 14 августа 2008 года
по делу N А60-11973/2008, принятое судьей Плюсниной С.В.
по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"
к Финансовому управлению в Артемовском городском округе, Муниципальному учреждению Артемовского городского округа "Жилкомстрой"
третье лицо: Муниципальное образование Артемовский городской округ
о признании незаконным бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее заявитель, ОАО "ТГК N 9") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе (далее - финансовое управление), выразившееся в неисполнении исполнительного листа N 198510 от 01.03.2007, и признании незаконным бездействия Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" (далее - Муниципальное учреждение) по исполнению исполнительного листа N 167330 от 02.06.2006, выданных Арбитражным судом Свердловской области. Заявитель также просил обязать заинтересованных лиц исполнить названные исполнительные документы в установленный судом срок.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 августа 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом ОАО "ТГК N 9" обратилось с апелляционной жалобой, доводы которой поддержало в судебном заседании, просило решение суда первой инстанции отменить, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указало на бездействие Финансового управления и Муниципального образования, которые являются незаконными и нарушают права заявителя по получению денежных средств с должника по исполнительным документам.
Финансовое управление в Артемовском городском округе, Муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" и Муниципальное образование Артемовского городского округа, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда не явились, представителей не направили, представили отзывы на апелляционную жалобу, что в порядке ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения от 21.04.2006 по делу А60-282/2007-С3 Арбитражным судом Свердловской области 02.06.2006 выдан исполнительный лист N 167330 на взыскание с Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Артемовский район" в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" основного долга в сумме 7732593 руб. 09 коп. и расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, в сумме 15975 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2006 по делу N А60-10630/2006-С7 за счет казны муниципального образования "Артемовский городской округ" в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" подлежит взысканию сумма основного долга в размере 4186188 руб. 63 коп.
Во исполнение указанного решения Арбитражным судом Свердловской области выдан 01.03.2007 исполнительный лист N 198510 на взыскание за счет казны муниципального образования "Артемовский городской округ" в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N9" суммы основного долга в размере 4186188 руб. 63 коп.
В судебном заседании апелляционной инстанции по ходатайству заявителя к материалам дела приобщены исполнительные листы N 167330 от 02.06.2006 и N198510 от 01.03.2007, согласно которым должниками по данным исполнительным листам являются Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Артемовский район" и муниципальное образование "Артемовский городской округ" соответственно.
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" направило исполнительные листы N 167330 от 02.06.2006 и N198510 от 01.03.2007 в финансовое управление Артемовского городского округа для исполнения.
Поскольку требования исполнительных документов в полном объеме не были исполнены, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" 30.04.2008 обратилось к Финансовому управлению в Артемовском городском округе с заявлением (исх.N 0285-13/245) о предоставлении ответа по совершению конкретных действий, направленных на исполнение исполнительных листов N 167330 от 02.06.2006 и N 198510 от 01.03.2007.
Письмом от 13.05.2008 N 02/1248 Финансовое управление в Артемовском городском округе сообщило Обществу, что указанные исполнительные листы исполнены частично в сумме 4470011 руб. 22 коп, остаток задолженности составляет 7448770 руб. 22 коп. Данная задолженность образовалась за счет несвоевременной оплаты населением коммунальных услуг. Финансовый орган также указал, что 19.02.2007 Финансовым управлением в адрес Общества отправлено уведомление о неисполнении должником требований по исполнительному листу в связи с отсутствием у должника денежных средств на исполнение судебных решений.
Полагая, что бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе по неисполнению в полном объеме исполнительных листов N 167330 от 02.06.2006 и N 198510 от 01.03.2007 являются незаконными, ОАО "Территориальная генерирующая компания N9" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "ТГК N 9" требований Арбитражный суд Свердловской области исходил из того, что сумма взыскания по судебным актам превышает объем бюджетных ассигнований в местном бюджете, а финансовое управление имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, исполнение судебных актов без внесения изменений в решение о бюджете не представляется возможным, следовательно, на момент рассмотрения дела существовали обстоятельства, не позволившие Финансовому управлению в Артемовском городском округе исполнить требования исполнительного документа арбитражного суда. Данные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе по исполнению требований судебного акта. При этом, суд указал на возможность предъявления взыскателем исполнительных документов в службу судебных приставов.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, взыскатель 06.07.2006 направил исполнительный лист от 02.06.2006 года N 167330 в Финансовое управление в Артемовском городском округе для исполнения.
По исполнительному листу от 02.06.2006 года N 167330 подлежит взысканию задолженность по оплате тепловой энергии, отпущенной на жилищно-коммунальное хозяйство в период с июня 2002 года по апрель 2003 года, связанной с неоплатой потребленной тепловой энергии (отопления) населением округа.
В Финансовое управление исполнительный документ поступил и принят на учет и исполнение 13.07.2006 года (вх.N 385). 18.07.2006 года в соответствии с требованиями п. 2 ст. 242.5 БК РФ Финансовое управление вручило руководителю бюджетного муниципального учреждения-должника МУ АГО УЖКХ Иванову Г.П. уведомление о поступлении исполнительного листа и необходимости представления информации. Учреждением требования финансового органа исполнены своевременно.
20.07.2006 г. МУ АГО УЖКХ направило запрос-требование главному распорядителю - муниципальному учреждению "Жилкомстрой" Артемовского городского округа о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных средств.
Расходные операции на лицевом счете учреждения-должника МУ АГО УЖКХ приостановлены на основании уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа (л.д.21) (за исключением исполнения исполнительных документов). В настоящее время не выплачивается даже заработная плата работникам учреждения-должника (основная на лицевом счете статья расходов МУ АГО УЖКХ).
19.02.2007. года финансовым управлением в адрес взыскателя направлено уведомление о невозможности исполнения должником требований исполнительного документа и разъяснено право предъявления иска главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится должник. Уведомление получено взыскателем 26.06.2007 года, однако исполнительный лист из финансового управления не отозван.
Таким образом, финансовое управление, получив исполнительный лист N 167330, исполнило требования ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Исполнительный документ N 198510 от 01.03.2007 выдан на основании постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-580/07-С5 от 11.10.2007 года, оставившего в силе решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2006 года и отменившего постановление апелляционной инстанции от 15.12.2006 года по делу N А60-10630/06-С7 о взыскании с казны муниципального образования "Артемовский городской округ" в порядке субсидиарной ответственности в пользу ОАО ТГК-9 4186188 руб. 63 коп. суммы задолженности за потребленную теплоэнергию за период с октября 2001 года по май 2002 года.
23.03.2007 года исполнительный лист N 198510 от 01.03.2007 года с заявлением взыскателя об его исполнении поступил в финансовое управление (вх.N 182).
Согласно п.3 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
26.03.2007 года финансовое управление направило главе Артемовского городского округа уведомление о поступлении исполнительного листа и необходимости в 10-дневный срок представить в финансовый орган информацию. Требования финансового органа исполнены своевременно.
Согласно п. 5. ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Согласно Положению о Финансовом управлении в Артемовском городском округе, утв. Приказом Министра финансов Свердловской области 22.03.2006 года N 81-к, Договору на осуществление деятельности по формированию и исполнению местного бюджета муниципального образования "Артемовский район" от 14.05.1999 года, Соглашению о взаимодействии по составлению и организации исполнения местного бюджета от 01.01.2008 года, Положению о бюджетном процессе в Артемовском городском округе и иным нормативным актам финансовому управлению не предоставлено право распоряжения средствами местного бюджета по собственному усмотрению, без решения Думы Артемовского городского округа.
Решениями Думы Артемовского городского округа о местном бюджете бюджетные ассигнования на погашение задолженности по исполнительным листам по долгам бюджетных учреждений-должников округа в бюджетах на 2006, 2007 и 2008 годы не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что финансовое управление, получив исполнительный лист N 198510, исполнило требования ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, следует признать обоснованным.
С учетом изложенного, выводы суда об отсутствии оснований для признания бездействия финансового управления по неисполнению исполнительного документа являются правомерными, в связи с чем, оспариваемое решение отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд верно указал, что, в данном случае, общество не лишено возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа путем предъявления его судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения, сославшись на п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года N 23.
Выводы суда первой инстанции относительно МУ "Жилкомстрой" также следует признать обоснованными. В адрес муниципального учреждения МУ "Жилкомстрой" исполнительные листы не направлялись. Указанное юридическое лицо не является органом, исполняющим судебные акты.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, заинтересованным лицом не приведено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 августа 2008 года по делу N А60-11973/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
В. Г. Голубцов |
Судьи |
Р.А.Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11973/2008-С9
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОАО "ТГК-9")
Ответчик: Финансовое управление в Артемовском городском округе, МУ Артемовского городского округа "Жилкомстрой"
Третье лицо: МО "Артемовский городской округ"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7584/08